Содержание курса

  • Общее

    Сначала мне хотелось бы показать этот видео про истории арабов чтобы мотивировал вас изучать мой родной язык .

    Желаю вам приятного просмотра!

    • От авторов

      Настоящее учебное пособие предназначено для осваивающих программы бака- лавриата и магистратуры студентов – будущих востоковедов и африканистов, основной восточный язык которых – арабский. Цель пособия – изложение в краткой форме основ- ных сведений о фонетике и грамматике арабского языка. Соответственно этой цели в учебном пособии освещаются пять тем: фонетика, арабское письмо, словообразование, морфология и синтаксис. Все рассматриваемые языковые явления снабжены примерами – как элементарными, придуманными авторами, так и аутентичными. В завершение каждой темы приводятся контрольные вопросы и задания для само- проверки, а также упражнения для закрепления пройденного. Упражнения по большей части снабжены ответами. В конце учебного пособия помещен предметный указатель, по которому можно найти страницу, на которой дается определение того или иного тер- мина или объясняется то или иное языковое явление.

      • Тема 01 ФОНЕТИКА

        Приступая к изучению арабского языка, в первую очередь необходимо познако- миться с его фонетическим составом, значительно отличающимся от фонетического состава русского языка. Одна из важных особенностей арабского языка, как и семитских языков вообще, – основная, ведущая роль согласных звуков, превалирование их над гласными во всем: и в словообразовании, и во взаимовлиянии, и даже в графике. Корень любого исконно арабского слова состоит лишь из согласных, в большинстве случаев – трех, реже – четы- рех. Гласные же выполняют второстепенную, «служебную» роль, разъединяя согласные. Поэтому гласные в составе слов неустойчивы, могут изменяться. В отличие от фонетики русского языка, где гласный звук воздействует на предыду- щий согласный (пример: та – тя; в первом случае т твердый, потому что за ним следует широкий гласный а, а во втором случае т мягкий, его смягчает следующий за ним я), в арабском, наоборот, согласный воздействует на гласный, меняя его окраску. Вторая особенность арабской фонетики – наличие кратких и долгих гласных, а так- же дифтонгов. Долгий гласный звучит примерно в два раза протяженнее, чем краткий, он более устойчив, обозначается на письме и зачастую притягивает к себе словесное ударение. Третья особенность – работа речевого аппарата. В арабской фонетике используются заднеязычные, гортанные и связочные согласные, отсутствующие в русской фонетике. На первых порах изучающему арабский язык приходится постоянно прибегать к транскрипции. В большинстве отечественных учебных изданий используется система транскрипции на основе знаков кириллицы. Специфические звуки передаются буквами с дополнительными элементами (например, эмфатические согласные – с точкой под бук- вой и т. д.). Для того чтобы добиться хорошего произношения, необходимо регулярно воспри- нимать на слух арабскую речь, стараться подражать произношению носителей языка, причем аудировать не только отдельные слова, но и предложения и тексты. Овладение артикуляцией таких звуков, как «ʻайн», «х̣а» или «хамза», без аудирования и вовсе не представляется возможным.

      • Тема 02 АРАБСКОЕ ПИСЬМО

        На письме отображаются только согласные и долгие гласные. Направление пись- ма – справа налево. Заглавных знаков нет. Знаки письма принято называть х ̣арфам и2 (فٌ رْ ح)َ . Ввиду того, что письмо связное, каждый харф, в зависимости от позиции в слове или блоке харфов, имеет осо- бую форму, в которой, однако, нетрудно узнать форму исходную (изолированную). Большинство харфов могут связываться соединительной чертой с соседними харфами с обеих сторон, т. е. и с предыдущим харфом, и с последующим. Шесть же харфов (ا, د, ذ, ر, ز, و) осуществляют соединение только с предшествующим. Например, последовательность харфов ب, د и ل запишется как ل بـــد, а соединив .كـبـیـر получим ,ر и ي ,ب ,ك набор харфов Арабский алфавит приведен в табл. 1.

      • Тема 03 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

        Любое арабское слово имеет основу – корень (مةَ ِ ْ َكل ْ ُر ال جذ)ِ , состоящий обычно из трех, реже – четырех харфов, называемых корневым и. Каждый корень (определенная последовательность харфов) выражает идею какого- либо действия или состояния (например, значение корня к-т-б – «письмо, написание», и все слова, образующиеся от данного корня, по большей части будут так или иначе свя- заны с этими понятиями). Корневые харфы расположены в конкретной последовательности, и нарушение этой последовательности может привести к образованию другого корня: если в корне к-т-б (значение письмо, написание) поменять местами первый и третий корневые харфы, полу- чим б-т-к (значение вырывание). Для облегчения понимания принципов образования арабской лексики и ее система- тизации используются формул ы (схем ы) словообразовани я (نُ زْ الو) َ . Использование таких формул не только помогает объяснить, как образуются слова того или иного класса (глаголы и их породы, отглагольные имена, причастия), но и выраба- тывает у обучающегося навык обратной задачи: встретив новое слово, быстро устано- вить, к какому классу слов оно относится, а также выделить корень (это необходимо для нахождения слова в словаре). Трехсогласный корень принято обозначать тремя харфами: فـــ ـــعـــ ــل Первый корневой харф условно обозначается как фа, второй (средний) корневой – как айн, третий – как лам7 . Простейшей словоформой, образующейся в арабском языке от любого корня, явля- ется глагол. Причем это именно личная форма глагола I породы прошедшего времени 3-го лица мужского рода (он сделал), и эта словоформа представляет собой корень в чис- том виде. Корневые харфы в ней огласованы таким образом: первый и третий – глас- ным а, средний же может получать любую из трех огласовок, и выбор этой средней огла- совки привязан к каждому конкретному корню. Например, глагольная форма ـع َ جَ رَ [ра́ джаʻа] – он вернулся может быть выражена условно формулой ـل َ ـع َ َ ف. Пример с другой средней огласовкой: رَ غُ صَ [с̣а́ г̣ура] – он был маленьким (средняя огласовка – у), формула для этой глагольной формы – ـل َ ـع ُ َ .

        Все остальные однокоренные слова будут образовываться путем либо прибавления к корню (а также внедрения между корневыми харфами) различных дополнительных элементов (префиксов, инфиксов, окончаний), которые арабская грамматика называет добавочными харфами (ٌ ِ َدة либо изменения огласовки корневых ,( ُح ُر ٌ وف َ زائ харфов, либо удвоения среднего корневого х̣арфа и т. д. В любом случае порядок следо- вания харфов всегда остается неизменным: первый – средний – третий. Определенную сложность представляют собой н еправильные корн и. Их существует несколько разновидностей. Самые распространенные неправильные кор- ни – это корни, в составе которых один или даже два слабых харфа (такие корни тоже подразделяются в зависимости от того, какой по счету корневой харф является слабым). Если один из корневых харфов – хамза, то такой корень тоже считается неправиль- ным и называется хамзованны м. Имеются корни, в которых средним и третьим корневыми харфами выступает один и тот же согласный, – такие корни называются удвоенным и. Неправильность корней приводит к некоторым нюансам при словообразовании и словоизменении, поэтому неправильные корни всегда требуют особого внимания. Изу- чению неправильных корней и всего того, что с ними связано (в первую очередь имеется в виду глагол), как правило, посвящается отдельное время. Примеры использования формул словообразования приведены в табл. 2. Некорне- вые харфы (ُ ِ َدة الزائ َ وف ُ رُ الح) ُ в ней выделены. Зная нужный корень и необходимую формулу словообразования для той или иной части речи, остается лишь подставить в эту формулу соответствующие корневые харфы. И наоборот: когда встречается новое слово и в нем узнается какая-либо знакомая формула, легко выделить корневые харфы для того, чтобы отыскать слово в словаре. В табл. 2 помещены примеры формул образования причастий действительного и страдательного залогов глаголов I породы (глаголы этой породы имеют в основе ко- рень в «чистом» виде, т. е. три корневых харфа без дополнений) – именных слов, обозначающих, соответственно, деятеля, производящего действие, называемое глаголом, и то, над чем это действие произведено. Здесь же представлены примеры формул обра- зования прилагательных в форме сравнительной степени и качественных прилагатель- ных – именных слов, которые передают какое-либо свойство или качество объекта. Можно получить и соответствующие формы женского рода путем прибавления оконча- ния та марбут̣а (это не распространяется на формы сравнительной степени прилага- тельных формулы أفعل). Следует иметь в виду, что далеко не любой корень позволяет получить любую словоформу (например, по логике нельзя получить причастие страдательного залога от непереходного глагола, т. е. глагола, называющего действие, не имеющее объекта), хотя теоретически это сделать можно. Поэтому нужно справляться в словаре, имеется ли конкретная словоформа у данного корня.

        Некоторые формулы словообразования


        ______________

        7 Именно эти харфы взяты для формул не случайно: корень ـل ـعـ فـ сам по себе несет значение «совершить действие, сделать».


      • Тема 04 МОРФОЛОГИЯ

        Весь лексический состав арабского языка традиционная арабская грамматика делит на три больших класса: – имена (именные слова) – существительные, прилагательные, числительные, мес- тоимения; – глаголы; – служебные слова (в арабской традиции – частицы).