Page 138 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 138

Инновационные музейные технологии в развитии соврменного молодого поколения

           6.2. Лучшие практики мультимедийных технологий
            популяризации музейного дела и укрепления
      нравственно-культурных и патриотических ценностей

                              в молодежной среде

                               Е.А. Ухтверова, Н.В. Полянскова

        Внутренний туризм становится важнейшим направлением российской эконо-
мики. Это связано с необходимостью развития инновационных проектов и сферы
услуг, сокращения доли добывающих отраслей в национальном хозяйстве. Особен-
ность конечного туристского продукта – эмоций, получаемых путешественниками
во время поездки, делает туризм одной из приоритетных потребностей современ-
ного человека (Joseph, Pine & Gilmore, 1999). Российские исследователи отмечают,
что туризм в российских регионах является источником развития малого бизнеса

(Chibir & Shirko, 2015).
        Очевидно, что значительную роль в развитии внутреннего туризма в россий-

ских регионах играют местные музеи. Современный музей – это не только научно-
просветительное учреждение, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и
экспозицию историко-культурных ценностей. Сегодня музей – это сложная много-
уровневая система, решающая ряд социально значимых задач, среди которых все
более заметные позиции занимают художественная организация досуга, интеграция
познавательной и нравственно-патриотической деятельности.

        Музей способствует созданию новых ресурсов культурной среды. Согласно
теории Д. Тросби (2001), Professor of Economy at Macquarie University (Sydney, Aus-

tralia) the cultural capital accumulated in material cultural values can have a considerable

impact on the economic growth and the economic stability and investments. At the same

time the material and non-material cultural assets may be regarded also both as a final

consumption subject and an intermediate product in the process of production of other

values influencing the large-scale economic processes and indices.
        Достаточно много исследований рассматривает потенциал развития различ-

ных видов туризма: событийного, гастрономического (Jakosuo, 2011), кинематогра-
фического (Dzhandzhugazova et al., 2016), однако, роль музейного туризма в соци-
ально-экономическом развитии регионов исследована мало.

        Для данной работы интерес представляет статья румынских исследователей,
посвященная музейному туризму (heritage tourism) (Surugiu & Surugiu, 2015). Ав-
торы подчеркивают особую чувствительность данного вида туризма к уровню сер-
виса и информационному сопровождению потребителей.

        В современных условиях муниципальным музеям необходимо разработать
стратегию эффективного развития. Ее разработке может способствовать выявление
предпочтений потенциальных потребителей туристских услуг и анализ готовности
муниципальных музеев к инновационной деятельности в соответствии с этими
предпочтениями.

        Согласно «Стратегии развития музейной деятельности в Российской Федера-
ции до 2030 года», одним из целевых ориентиров стратегического развития в сфере
музейного дела является «патриотическое, историческое, эстетическое воспитание

                                                                                                                                       137
   133   134   135   136   137   138   139   140   141   142   143