Page 125 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 125

Социоэкономическая роль музеев муниципальных районов
                                  в нравственно-патриотическом воспитании молодежи

        Основные причины редкого посещения «малых» музеев на наш взгляд взаи-
мосвязаны. У молодых людей свободного времени становится меньше, вследствие
чего его ценность постоянно увеличивается. Молодежь старается максимально со-
единить наличие свободного времени с максимальной для себя выгодой и пользой.
Большая часть молодежи предпочитает активное проведение досуга. У многих про-
винциальный музей ассоциируется со старыми экспонатами, не связанные с реаль-
ной жизнью, с изношенной материально-технической базой, отсутствием современ-
ных технологий, интерактивных и игровых форм взаимодействия. Этим может обу-
славливаться достаточно высокий процент респондентов, считающих, что посеще-
ние музея – это скучное времяпровождение. В конечном итоге, молодые люди отка-
зываются от похода в музей и выбирают надежную, с их точки зрения, альтернативу
проведения свободного времени. Для многих респондентов оказывается более важ-
ным провести досуг, расслабляясь, а «не напрягая мозги» в музее [Хачатрян, Чер-
нега, 2012].

        Проблема доступности музейных услуг для жителей сельских и городских по-
селений является одной из самых насущных и сложных. Многие жители вынуждены
отказываться от посещения музеев из-за удаленности проживания. Нехватка вре-
мени в этом случае также связана с указанной причиной – для посещения музея,
находящегося за много километров, требуется целый день, значительная часть ко-
торого пройдет в дискомфортных условиях перемещения на не очень надежном и
редко курсирующем транспорте.

        Эффективные каналы информирования посетителей музеев. Важнейшим
фактором роста посещаемости музеев является уровень информированности насе-
ления, и особенно молодежи. Проблемы музейной коммуникации, взаимодействия
небольшого районного музея с новым посетителем являются наиболее актуаль-
ными, что иллюстрирует проведенный опрос («Недостаточно информации» - 26%).

        Основным источником информации для молодых людей является Интернет,
но как свидетельствует анализ уровня информатизации историко-краеведческих
районных музеев Самарской области, только 3 музея имеют собственные интернет-
сайты, два из которых – не активны. По объективным причинам (финансовые, орга-
низационные) небольшие районные музеи не имеют возможности интегрироваться
в электронное музейное сообщество, и до сих пор остаются в информационной
«блокаде». Вместе с тем, выявленный спектр информационных предпочтений му-
зейной аудитории, свидетельствует о необходимости активнее размещать информа-
цию в Интернете как путем создания собственных веб-сайтов, так и на единых пор-
талах, объединяющих музеи (например, порталы «Музеи России», «Культура.рф»,
«Музеи Свердловской области», «Дыхание Питера», портал научных музеев Сибир-
ского отделения РАН и др.).

        Как видно из представленных данных, для получения информации о музеях,
выставках, экспозициях респонденты пользуются достаточно широким спектром
информационных ресурсов (рисунок 35). При выяснении наиболее популярных ка-
налов распространения информации о музейных мероприятиях и выставках резуль-
таты опроса зафиксировали важную роль такого информационного ресурса как Ин-

 124
   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130