Page 121 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 121
Социоэкономическая роль музеев муниципальных районов
в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
5.3. Заинтересованность молодежи в посещении
провинциальных музеев (по результатам социологического
исследования в Самарской области)
Хасаев Г.Р., Е.Ю. Нуйкина Н.В. Полянскова
Важнейшая особенность музеев XXI века проявляется в их многофункцио-
нальности. Современный музей – это не только научно-просветительное учрежде-
ние, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко-куль-
турных ценностей. Сегодня музей – это сложная многоуровневая система, решаю-
щая ряд социально значимых задач, среди которых все более заметные позиции за-
нимают художественная организация досуга, интеграция познавательной и нрав-
ственно-патриотической деятельности.
В современных условиях муниципальным музеям необходимо разработать
стратегию эффективного развития. Ее разработке может способствовать социологи-
ческий анализ, проведенный на основе применения метода анкетирования, который
позволит выявить степень заинтересованности молодежи в посещении музеев, опре-
делить предпочтения потребителей музейных услуг в современных условиях, а
также проявить формирование спроса на новые виды культурно-познавательных
мероприятий.
Коллективом ученых Самарского государственного экономического универ-
ситета («ФГБОУ ВО «СГЭУ») при финансовой поддержке РГНФ проведено иссле-
дование с целью выявления уровня заинтересованности учащейся молодежи в посе-
щении музеев малых городов и сел, определение степени влияния на нравственно-
патриотическое воспитание молодежи музеев муниципальных образований. Для до-
стижения поставленной цели в рамках исследования поставлены следующие задачи:
- оценка уровня посещаемости муниципальных музеев молодыми людьми,
как одного из определяющих факторов музейной деятельности;
- выявление степени осведомленности молодого поколения о провинциаль-
ных музеях Самарской области;
- выявление причин редкого посещения «малых» музеев;
- установление наиболее эффективных каналов информирования публики о
деятельности музея;
- определение целевых ориентаций музейной аудитории;
- определение приоритетных направлений деятельности музейных учрежде-
ний с целью улучшения их работы, а также формулировка для данных направлений
практических рекомендаций, нацеленных на повышение нравственно-патриотиче-
ского воспитания молодежи.
Объектом исследования является музейная аудитория Самарской области
(потенциальные и реальные посетители музея в возрасте от 14 до 25 лет). Выборка
исследования – 1100 человек. Опрошены студенты 3 крупных университетов Самар-
ской области – Самарского государственного экономического университета, Самар-
ского государственного технического университета, Самарский государственный
аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева, ученики 5 школ Ки-
120