Содержание курса

  • Общее

    Целями освоения дисциплины «Государственное управление инновационным развитием» в соответствии с ООП направления «Экономика и управление государственной и муниципальной сферами» является получение студентами теоретических знаний и практических навыков, позволяющих:

    - принимать обоснованные и эффективные управленческие решения в управлении текущей, стратегической и проектной деятельностью территорий, формировании управленческих команд;

    - в управленческой деятельности использовать современные технологии, изыскательские, нормативные и экспертные методы, сравнительный анализ, эффективные системы сопровождения и поддержки инновационных процессов;

    -осуществлять расчетно-экономическую деятельность при реализации основных функций управления: целеполагания, анализа, планирования, прогнозирования, контроля;

    -проводить научно-исследовательскую и аналитическую деятельность по поиску, сбору и обработке информации, проведению исследований и разработке организационных  проектов с учетом их жизненного цикла.

    При изучении курса должны быть решены следующие задачи:

    - расширение и углубление теоретических знаний о традиционных и современных подходах к инновационной деятельности в мировой и отечественной практике;

    - понимание места инновационного менеджмента в системе научных знаний, понимание теоретических аспектов и концептуальных основ инновационной деятельности;

    - понимание свойств инновационного менеджмента как объекта научного исследования;

    -получение целостных представлений об обусловленности инновационного менеджмента целеполаганием и регулированием;

    - овладение практическими навыками инновационной деятельности с учетом влияния факторов деловой (внутренней и внешней) среды;

    -развитие способностей, направленных на создание такой системы инновационного менеджмента в государстве, которая обеспечивает развитие за счет наиболее полного использования потенциала и компетенций людей и с учетом доминирующих тенденций общественного развития;

    -получение навыков определения и выбора типов конкурентного инновационного поведения различных государств;

    -формирование навыков разработки, реализации и оценки инновационной стратегии развития государства;

    -формирование навыков разработки инновационных проектов и оценки их эффективности;

    -формирование теоретических знаний и практических навыков, позволяющих структурировать различные компоненты инновационного менеджмента, выявлять инновационные резервы систем управления, определять инновационный потенциал и направления совершенствования инновационной деятельности в экономике и управлении государственной и муниципальной сферами.

     


     

     


  • Тема 1

    Становления постин­дустриального общества (теории Питирима Сорокина, Эл­вина Тоффлера). Новации, лежащие в основе третьей технологи­ческой революции, «технологическая лестница»  (Даниел Белл). Экологическая, ноосферная характеристика будущего общества; кол­лективный разум. (Н. Н. Моисеев). Циклично-генетические закономерности  динамики общества. Основные характеристики новой мировой цивилизации, иду­щей на смену индустриальной.



  • Тема 2

    Инновации (нововведения), как использова­ние достижений человеческого ума (открытий, изобретений, науч­ных и конструкторских разработок и т. п.) для повышения эффек­тивности деятельности в той или иной ее сфере. Базисные технологические иннова­ции. Улучшающие инновации. Псевдоинновации. Эпохальные инновации. Инновационные циклы. Антиинновации. Циклично-генетические закономерности распространения инноваций. Кластер эпохальных инноваций. Техноло­гические лидеры XXI в.  Стратегия инно­вационного прорыва.



  • Тема 3

    Прогностическая деятельность во второй половине XX в. Долгосрочный прогноз развития мировой экономики до 2000 г. В. В. Леонтье­ва. Прогностическая школа. Теория предвидения и методология пла­нирования Н. Д. Кондратьева. Кейнсианская школа антикризисного ре­гулирования. Цивилизационное прогнозирование. Прогнозирование инноваций. Прогнозирование инноваций и стратегиченское планирование. Перспективные народнохозяйственные балансы. Макромодели, используемые при обос­новании долгосрочных прогнозов и стратегических планов. Долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование, как инструмент осуществления инноваци­онно-стратегической функции государства. Законодательное обеспечение инноваци­онностратегической функции государства. Государственные органы исполнительной власти, отвечающие за выработку и реализацию долгосрочной стратегии инновационно-технологи­ческого развития. Система прогнозов и стратегических планов разных горизонтов и уровней.  Государственная пирамида прогнозов и планов. Подготовка высокопрофессиональных кадров.

     



  • Тема 4

    Два ва­рианта содержания и механизма реализации перспективной стра­тегии социально-экономического и инновационно-технологическо­го развития России: инерционно­рыночный, инновационного про­рыва. Инновационное обновление используемых технологий и производимой продукции как основа экономического роста и удовлетворения постоянно растущих потребностей. Первоисточники инновационно-технологического про­рыва - наука и изобретения. Перспективная селектив­ная научно-техническая политика. Инвестиции в основной капитал, как основа освоения и распространения инноваций. Интегра­ционные механизмы. Партнерство государства, предпринима­телей, науки и общества. Механизм реализации стра­тегии инновационного прорыва. Формирование инновационных оргструктур, нацеленных на реализацию избранных приоритетов: бюджета развития, Федерального инновационного фонда, резервного фонда Центробанка, транснациональных компаний и стратегиче­ских альянсов, неправительственных организаций, создание национальных, региональных и межгосударствен­ных инновационных систем, кадровое обеспечение.



  • Тема 5

    Факто­ры, определяющие сценарии инновационного развития России на сверхдолгосрочную перспективу: фактор цикличности, демографический фактор, природно-экологический фактор, технологический фактор, экономические факторы, государственно-правовой фактор, социокультурные факторы, внешние факторы.

     


  • Тема 6

    Пока­затели нормально функционирующего промышленного ком­плекса страны. Сущность разработок технологий двойного назначения и организации их трансфера. Концеп­ция интегрированной промышленной базы. Проблема коммер­циализации технологий двойного назначения. Трансфер технологий, как основной механизм реали­зации инновационных процессов в промышленности в рыночных условиях. Цели государственного регулирования при осуществлении трансфера технологий. Задача государственной поддержки при осуществлении трансфера технологий. Возможные механизмы коммерциализации технологий двойного назначения и результатов научно-технической деятель­ности, полученных при выполнении государственного оборонно­го заказа. Основные проблемы в организации цивилизованного трансфера технологий двойного назначения.

     



  • Тема 7

    Факторы необходимости активного участия государства в инновацион­ном процессе. Стратегии ин­новационного развития Российской Федерации на период до 2030 года. Государство, как создатель инновационного климата. Выбор страте­гии и осуществление инноваций в нерыночном секторе экономи­ки. Распространения базисных инноваций в рыночном секторе экономики. Стартовые вло­жения в освоение новых поколений техники (технологий). Содействие разви­тию инновационной инфраструктуры, и малого инновационного бизнеса. Подготовка кадрового потенциала для инновационного прорыва. Регламентация и защита интеллектуальной собственности.

     


  • Тема 8

    Наиболее существенные скрытые резервы сти­мулирующего воздействия государства по этим направлениям имеются в сфере налоговых отношений. Действующие инструменты стимулирования инновационных процессов недостаточно систематизированы, так как принимались на раз­ных этапах развития отечественной экономики, нередко были направлены на решение узкого круга задач без учета процессов в инновационной сфе­ре в целом. Соответствую­щие теоретические положения, содержащие обоснование наиболее эф­фективного организационно-экономического механизма стимулирова­ния инноваций в России посредством инструментов налогообложения, как основа налоговой составляющая инновационной политики государ­ства.