Page 111 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 111

Социоэкономическая роль музеев муниципальных районов
                                  в нравственно-патриотическом воспитании молодежи

        у1  0,489х3 + 0,028х4 + 0,07х6 – 0,157х7
        Сравнивая  -коэффициенты по абсолютной величине, делаем вывод, что

наибольшее влияние на количество посетителей муниципальных музеев Самарской
области оказывает фактор Х3 (число массовых мероприятий), затем Х7 (экспозици-
онная площадь) и Х6 (количество специалистов), и менее всего влияет Х4 (число об-
разовательных программ). Это совпадает с выводами, сделанными по коэффициен-
там эластичности.

        Ведущая роль уровня посещаемости музеев Самарской области определяется
не только тем, что посещаемость есть непосредственная компонента результативно-
сти деятельности муниципальных музеев, но и еще тем, что другая его компонента
– доля экскурсионных посещений лицами в возрасте до 18 лет является одной из
опорных баз духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей
и молодежи.

        Модель экскурсионных посещений музеев молодыми людьми имеет высокий
коэффициент множественной корреляции R=0,983.

         Y2  87,744  0,032X1  0,06X 2  0,02X 4  0,46X 6 ,

        где У2 – доля экскурсионных посещений лицами в возрасте до 18 лет (% от
общего количества посетителей музея);

         Х1 – численность населения обслуживаемой территории (тыс. чел);
        Х2 – число выставок (ед.);
        Х4 – число образовательных программ (ед.);
        Х6 – количество специалистов (чел.).
        Вариация результативного признака на 96,7% определяется влиянием четы-
рех факторов, включенных в модель.
        В отличие от рассмотренной выше модели здесь среди факторов-аргументов
присутствует демографический фактор.
        Параметры полученной модели означают, что с увеличением численности
населения на 1 тыс. чел., числа выставок на 1 ед., числа образовательных программ
на 1 ед., а также числа специалистов на 1 чел. процент посещения музеев Самарской
области молодежью увеличится на 0,032%, на 0,06%, на 0,02% и на 0,46% соответ-
ственно.
        Доход от уставной и предпринимательской деятельности описывает третья
модель. Она включает в себя четыре фактора:

         Y3  1905,45  1,796X 2  1,123X 5  0,172X 7  0,241X 8 ,

        где У3 – доход от уставной и предпринимательской деятельности из расчета
на м2 экспозиционной площади (тыс. руб.);

        Х2 – число выставок (ед.);
        Х5 – доходы (тыс. руб./специалиста);
        Х7 – экспозиционная площадь (м2);
        Х8 – средняя заработная плата работника музея (руб./мес.).
        Анализ показал, что доход от уставной и предпринимательской деятельности
повысится на 1796 руб. при увеличении числа выставок на 1 единицу; с ростом до-
хода на одного специалиста на 1 тыс. руб. доход музея увеличится в среднем на 1123
руб.; при увеличении экспозиционной площади на 1 м2 доход музея увеличится на

 110
   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116