Page 111 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 111
Социоэкономическая роль музеев муниципальных районов
в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
у1 0,489х3 + 0,028х4 + 0,07х6 – 0,157х7
Сравнивая -коэффициенты по абсолютной величине, делаем вывод, что
наибольшее влияние на количество посетителей муниципальных музеев Самарской
области оказывает фактор Х3 (число массовых мероприятий), затем Х7 (экспозици-
онная площадь) и Х6 (количество специалистов), и менее всего влияет Х4 (число об-
разовательных программ). Это совпадает с выводами, сделанными по коэффициен-
там эластичности.
Ведущая роль уровня посещаемости музеев Самарской области определяется
не только тем, что посещаемость есть непосредственная компонента результативно-
сти деятельности муниципальных музеев, но и еще тем, что другая его компонента
– доля экскурсионных посещений лицами в возрасте до 18 лет является одной из
опорных баз духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей
и молодежи.
Модель экскурсионных посещений музеев молодыми людьми имеет высокий
коэффициент множественной корреляции R=0,983.
Y2 87,744 0,032X1 0,06X 2 0,02X 4 0,46X 6 ,
где У2 – доля экскурсионных посещений лицами в возрасте до 18 лет (% от
общего количества посетителей музея);
Х1 – численность населения обслуживаемой территории (тыс. чел);
Х2 – число выставок (ед.);
Х4 – число образовательных программ (ед.);
Х6 – количество специалистов (чел.).
Вариация результативного признака на 96,7% определяется влиянием четы-
рех факторов, включенных в модель.
В отличие от рассмотренной выше модели здесь среди факторов-аргументов
присутствует демографический фактор.
Параметры полученной модели означают, что с увеличением численности
населения на 1 тыс. чел., числа выставок на 1 ед., числа образовательных программ
на 1 ед., а также числа специалистов на 1 чел. процент посещения музеев Самарской
области молодежью увеличится на 0,032%, на 0,06%, на 0,02% и на 0,46% соответ-
ственно.
Доход от уставной и предпринимательской деятельности описывает третья
модель. Она включает в себя четыре фактора:
Y3 1905,45 1,796X 2 1,123X 5 0,172X 7 0,241X 8 ,
где У3 – доход от уставной и предпринимательской деятельности из расчета
на м2 экспозиционной площади (тыс. руб.);
Х2 – число выставок (ед.);
Х5 – доходы (тыс. руб./специалиста);
Х7 – экспозиционная площадь (м2);
Х8 – средняя заработная плата работника музея (руб./мес.).
Анализ показал, что доход от уставной и предпринимательской деятельности
повысится на 1796 руб. при увеличении числа выставок на 1 единицу; с ростом до-
хода на одного специалиста на 1 тыс. руб. доход музея увеличится в среднем на 1123
руб.; при увеличении экспозиционной площади на 1 м2 доход музея увеличится на
110