Page 107 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 107
5. Музейная сфера как объект
экономико-статистических и социологических
исследований
5.1 Прогнозно-аналитические расчеты оценки проблем и
перспектив развития районных музеев в Самарской области
Н.В. Полянскова, Е.Ю. Нуйкина
Основной чертой музеев XXI века является их многофункциональность. Се-
годня музей – это сложная многоуровневая система, решающая ряд социально зна-
чимых задач, среди которых все более заметные позиции занимают художественная
организация досуга, интеграция познавательной и нравственно-патриотической де-
ятельности.
Музеи играют важную роль в современном мире не только в плане удовле-
творения культурных потребностей людей и как место проведения досуга, – они
также выступают и в качестве движущей силы социально-экономического развития
территории, активизации деятельности в смежных отраслях (туризме, гостиничном
бизнесе), что создает вполне определенный мультипликативный эффект и повышает
инвестиционную привлекательность места, в котором располагается та или иная му-
зейная институция [Throsby, 2000].
Явления и процессы региональной экономики и социальной сферы стано-
вятся достаточно познанными лишь в том случае, если наряду с содержательным
анализом их сущности удается дать количественное выражение свойственным им
объективным закономерностям и взаимосвязям [Гордин, Трабская, 2014].
Одним из важнейших аспектов применения математико-статистического ап-
парата для оценки проблем и перспектив развития муниципальных музеев региона
– наличие взаимосвязей в виде статистических закономерностей.
Особенности деятельности районных музеев таковы, что связи между инфор-
мационно-культурным, социоэкономическим и патриотическим направлениями мо-
гут быть изучены с помощью теории, позволяющей эти зависимости и связи вы-
явить и количественно оценить [Доржиева, Баирова, 2009].
В качестве объекта моделирования эффективности музейной деятельности в
муниципальных районах нами рассматривается комплекс частных индикаторов, ко-
торые в своем взаимодействии придают определенную динамику процессу развития
музейного дела:
Y1 – количество посетителей музея (тыс. чел.);
Y2 – доля экскурсионных посещений лицами в возрасте до 18 лет (% от об-
щего количества посетителей музея);
Y3 – доход от уставной и предпринимательской деятельности из расчета на
м2 экспозиционной площади (тыс. руб.).
Специфика объекта моделирования определяется не только составом зависи-
мых величин, но и совокупностью определяющих их факторов [Рубинштейн, 2012].