Тема 2. Законы, закономерности, принципы и научные подходы менеджмента.

Открыто с: Пятница, 19 апреля 2019, 16:06
Закрыто c: Воскресенье, 19 апреля 2020, 16:06

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.                                                                                                                                                                     

   Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.                           Управление производством носит двойственный характер. С одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства тру­дом работников по производству потребительных стоимостей, т.е. управ­ление выступает как потребность производства (отношения управления обусловлены совместным трудом); с другой - производственные отно­шения сторон в процессе создания стоимости. Стороны - это работода­тель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения собственности. В соответствии с этим управление производством рассматривается в двух аспектах: организационно-техническом и соци­ально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы ма­шин и технических средств. Его задача - соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, ре­жимы и связи в производстве. Через организационно-техническое на­правление раскрывается содержание управления и состав его элементов. Социально-экономический аспект заключается в том, что собствен­ник средств производства осуществляет процесс производства не толь­ко в своих интересах, но и в интересах объединенных для совместно­го труда работников и общества в целом.

Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся:

- закон специализации управления;

- закон интеграции управления;

- закон экономии времени.

 

Некоторые исследователи (Р.С. Седегов, Б.Д. Семенов) к законам управления относят также закон оптимального сочетания централи­зованного и децентрализованного управления и закон демократиза­ции управления. Мы их относим к принципам управления.                                                                                                                                      Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и тру­да, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.                                                                       Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность си­туации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.                                                                                                                                                            Закон интеграции управления. Интеграция, т.е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой - подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные фор­мы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются рыночными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической пере­ориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.                                                                       В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления временных и по­стоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы мо­гут оказывать влияние внутренние и внешние переменные.                                                                                                                                                               Закон экономии времени. Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение ха­рактерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управ­ления временем.                                                            Эффективность управления и, следовательно, достижение постав­ленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удов­летворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказы­вает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон экономии времени может вли­ять на уровень экономического развития региона или страны в целом.                                                                                                                                   Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.                                                                                                     Каждый уровень экономического механизма менеджмента имеет свои принципы (правила, подходы). Так, например, для внутрифир­менного управления характерны: принципы централизации и децен­трализации в управлении, их сочетание, ориентация на долгосроч­ные цели развития, участие работников в управлении, принцип пла­номерности и др. (рис. 1.3.). Все они составляют группу структурно-функцио­нальных принципов управления. Вторая группа принципов - принципы управления производством, третья - принципы управления персоналом. Может быть и другая классификация.                                                                Некоторые исследователи (Р.С. Седегов, Б.Д. Семенов) к законам управления относят также закон оптимального сочетания централи­зованного и децентрализованного управления и закон демократиза­ции управления. Мы их относим к принципам управления.                                                                                               Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и тру­да, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.                                                                       Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность си­туации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.                                                                                                                  Закон интеграции управления. Интеграция, т.е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой - подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные фор­мы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются рыночными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической пере­ориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.                                                                                                              В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления временных и по­стоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы мо­гут оказывать влияние внутренние и внешние переменные.                                                                                                                                                                               Закон экономии времени. Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение ха­рактерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управ­ления временем.                                                                   Эффективность управления и, следовательно, достижение постав­ленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удов­летворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказы­вает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон экономии времени может вли­ять на уровень экономического развития региона или страны в целом.                                                                                                                                                 Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.                                                                                                     Каждый уровень экономического механизма менеджмента имеет свои принципы (правила, подходы). Так, например, для внутрифир­менного управления характерны: принципы централизации и децен­трализации в управлении, их сочетание, ориентация на долгосроч­ные цели развития, участие работников в управлении, принцип пла­номерности и др. (рис. 1.3.). Все они составляют группу структурно-функцио­нальных принципов управления. Вторая группа принципов - принципы управления производством, третья - принципы управления персоналом. Может быть и другая классификация.

 

Принципы менеджмента

Ведущим принципом менеджмента выступает принцип оптималь­ного сочетания централизации и децентрализации управления. При при­менении этого принципа решается проблема распределения полно­мочий по принятию решений на каждом уровне соподчинения. Наи­более приемлемым считается вариант, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осу­ществляется децентрализованно, когда полномочия делегируются ни­зовому звену управления. Это требует проявления высокой степени координации на всех уровнях хозяйствования. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в ме­неджменте основано на применении принципов единоначалия и кол­легиальности. Единоначалие заключается в том, что всю полноту от­ветственности за работу организации несет одно лицо - президент фирмы, директор, управляющий. В соответствии с принципом еди­ноначалия каждый работник должен строго отвечать за доверенный ему участок работы.                                                                      Коллегиальность предполагает привлечение к выработке управлен­ческих решений руководителей различных подразделений. Благода­ря коллегиальности обеспечивается более высокая степень объектив­ности и обоснованности решений, что способствует их успешной ре­ализации. Решения могут приниматься и коллективами, например собранием акционеров, где они принимаются большинством голо­сов. Это разновидность коллегиальных решений.                                                                                                                                           При децентрализованной форме управления производственные под­разделения (отделения) пользуются полной самостоятельностью и в сфере производства, и в сфере сбыта. Высшая администрация осуще­ствляет контроль, координирует работу отделений и осуществляет перспективное планирование. Все производственные отделения на­ходятся на самофинансировании. Децентрализованная форма управ­ления характерна для крупных фирм, имеющих большое количество предприятий с широкой номенклатурой товаров.                                                                                                                                                                                 Активную жизненную силу в современном производстве приобретает принцип демократизации управления. В результате усложнения процесса труда изменился подход к рабочему. Он становится субъектом производственного процесса. У рабочего с высоким уровнем профессиональной квалификации, образования и общей культуры возникает потребность участвовать в управлении производством. Понятие «промышленная демократия» характеризует высокую степень участия работников в управлении фирмой, партнерские отношения между предпринимателем и рабочим.