Тема 01 ФОНЕТИКА
Section outline
-
Приступая к изучению арабского языка, в первую очередь необходимо познако- миться с его фонетическим составом, значительно отличающимся от фонетического состава русского языка. Одна из важных особенностей арабского языка, как и семитских языков вообще, – основная, ведущая роль согласных звуков, превалирование их над гласными во всем: и в словообразовании, и во взаимовлиянии, и даже в графике. Корень любого исконно арабского слова состоит лишь из согласных, в большинстве случаев – трех, реже – четы- рех. Гласные же выполняют второстепенную, «служебную» роль, разъединяя согласные. Поэтому гласные в составе слов неустойчивы, могут изменяться. В отличие от фонетики русского языка, где гласный звук воздействует на предыду- щий согласный (пример: та – тя; в первом случае т твердый, потому что за ним следует широкий гласный а, а во втором случае т мягкий, его смягчает следующий за ним я), в арабском, наоборот, согласный воздействует на гласный, меняя его окраску. Вторая особенность арабской фонетики – наличие кратких и долгих гласных, а так- же дифтонгов. Долгий гласный звучит примерно в два раза протяженнее, чем краткий, он более устойчив, обозначается на письме и зачастую притягивает к себе словесное ударение. Третья особенность – работа речевого аппарата. В арабской фонетике используются заднеязычные, гортанные и связочные согласные, отсутствующие в русской фонетике. На первых порах изучающему арабский язык приходится постоянно прибегать к транскрипции. В большинстве отечественных учебных изданий используется система транскрипции на основе знаков кириллицы. Специфические звуки передаются буквами с дополнительными элементами (например, эмфатические согласные – с точкой под бук- вой и т. д.). Для того чтобы добиться хорошего произношения, необходимо регулярно воспри- нимать на слух арабскую речь, стараться подражать произношению носителей языка, причем аудировать не только отдельные слова, но и предложения и тексты. Овладение артикуляцией таких звуков, как «ʻайн», «х̣а» или «хамза», без аудирования и вовсе не представляется возможным.