Page 98 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 98

Социоэкономическая роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом вос-
                                                         питании молодежи

дель отвечает всем характерным признакам ГЧП (официальная фиксация партнер-
ских отношений в документах, объединение ресурсов, распределение обязательств
и рисков, реализация общественно значимых интересов), кроме долгосрочности. В
основном эти проекты рассчитаны на срок до 2-х лет.

        Одной из важнейших задач экспертного опроса было выявление степени го-
товности музейной сферы к применению ГЧП для развития и модернизации форм,
методов и условий своей деятельности. Экспертам было предложено оценить воз-
можность применения механизма государственно-частного партнерства на базе их
учреждения.

        Анализ результатов экспертного опроса показал, что большинство экспертов
(72%) сочли ГЧП перспективным механизмом и указали высокую степень возмож-
ности его применения в своем учреждении. Меньшее количество экспертов выбрали
вариант ответа «скорее да, чем нет», что указывает на положительное отношение
экспертов к данному виду взаимодействия с частными структурами.

        По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы:
        Основную массу посетителей музеев, особенно муниципальных, представ-
ляют школьники. Причем большинство музеев достигают таких показателей по-
средством активного взаимодействия с учебными заведениями. Тем не менее, одной
из острых проблем в своей деятельности многие эксперты указали низкую посеща-
емость музеев. Можно сделать вывод, что сотрудники музеев недостаточно полно
понимают потребности посетителей, в недостаточном объеме предлагают авторские
неординарные разработки и проекты, что подтверждает следующий вывод [Полян-
скова, Нуйкина, 2015];
        Эксперты оценили уровень проектной деятельности как средний, причем он
представлен краткосрочными проектами, требующими лишь оперативного управле-
ния и, зачастую, текущих финансовых затрат. К таким проектам относятся обновле-
ние экспозиций и выставок, проведение различных мероприятий, на организацию
которых музеи тратят большую часть своего бюджетного финансирования. В то
время как на капитальный ремонт остается мизерная часть или не остается вообще
ничего, проблемы с материально-технической базой отметили все опрошенные.
Данная проблема во многих странах, да и в России на муниципальном уровне
успешно решается посредством использования ГЧП [Throsby, 2000, Лебедева М.Н.,
Ясин, 2009];
        К сожалению, большинство экспертов имеют лишь поверхностное представ-
ление о механизме ГЧП, и, тем более, они не знакомы с успешными практиками
ГЧП в отрасли культуры. Но при этом они все готовы перенять данный опыт и вы-
соко оценивают возможность использования данного механизма.
        Таким образом, в Самарской области существуют практически все необходи-
мые предпосылки для внедрения ГЧП как механизма реализации проектов в сфере
культуры и ресурса модернизации данной отрасли. Развитие культуры в большин-
стве случаев упирается в единственную проблему, из которой вытекают все после-
дующие, ‒ это низкий уровень самофинансирования. Для того, чтобы справиться с
ней, актуально использование различных моделей ГЧП в проектах, которые будут

                                                                                                                                       97
   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103