Page 96 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 96
Социоэкономическая роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом вос-
питании молодежи
в усредненном значении представлены примерно в равных процентных соотноше-
ниях. Стоит отметить, что в музее Борского района посетители младше 15 лет со-
ставляют 70% от общего количества посетителей, а в музее Большечерниговского
район и в интерактивном музее «Валяные чудеса» доля данной возрастной катего-
рии 0% и 10% соответственно. Это объясняется ориентацией и тематической
направленностью названных музеев на более взрослую аудиторию.
В ходе опроса эксперты могли выбрать сразу несколько вариантов ответа на
вопрос: «Какие формы деятельности предпринимаются в Вашем музее для увеличе-
ния посещаемости среди молодежи?». Самым популярным ответом стало «активное
взаимодействие с учебными заведениями» (91%). Данное явление подтверждает вы-
сказанное ранее предположение о причине высокой доли школьников среди посе-
тителей музеев. Борский и Кинель-Черскасские музеи указали использование прак-
тически всех предложенных форм деятельности для увеличения числа молодежи
среди посетителей [Поляков, 2014].
Среди интерактивных форм взаимодействия с посетителями часто использу-
ются возможность физического взаимодействия посетителей с экспонатами (все
опрошенные музеи) и проведение викторин и конкурсов в ходе экскурсии (63%).
Только ГБУК «Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Ала-
бина» использует автоматическое звуковое описание экспоната и прочее современ-
ное оснащение, что вполне логично ввиду его областного статуса (Рис. 17).
Возможность физического взаимодействия 100%
посетителей с экспонатами
45%
Вовлечение посетителей в короткие 63%
музейные сценки
Проведение викторин и конкурсов в ходе
экскурсии
Электронные презентации 45%
Автоматическое звуковое описание 9%
экспоната и прочее современное
техническое оснащение
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Рис. 17. Наиболее часто используемые интерактивные формы взаимодействия
с музейной аудиторией, %
Мнение экспертов по поводу проектной активности в музее почти схожи, 72%
музеев указали средний уровень проектной деятельности в музее, 18% опрошенных
указали высокий уровень и 9% ‒ низкий. Оценки экспертов по поводу типового со-
отношения музейных проектов немного разошлись. В Клявлинском историко-крае-
ведческом музее 100% проектов направлены на организацию культурно-развлека-
тельных мероприятий и социальных проектов. В свою очередь, в Челно-Вершин-
ском историко-краеведческом музее и Музее аномальных явлений представлены все
95