Page 61 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 61

Социоэкономическая роль музеев муниципальных районов
                                 в нравственно-патриотическом воспитании молодежи

программ «Развитие сферы культуры и туризма на территории муниципального
района Сергиевский» (2012-2014 годы, общий объем финансирования - 4054,7 тыс.
рублей) и «Реализация молодежной политики, патриотическое, военное, граждан-
ское и духовно-нравственное воспитание детей, молодежи и населения муници-
пального района Сергиевский» (2013-2015 годы, общий объем финансирования -
3510,0 тыс. рублей). Дополнительное финансирование положительно сказалось на
основном показателе музея: посещаемость экспозиций и выставок в Сергиевском
историко-краеведческом музеев увеличилась в 3 раза - с 5 тысяч 700 в 2011 г. до 17
тысяч 120 человек в 2013 году.

        Музеи III группы, со средним возрастом музейных работников старше 50 лет
(6 районов), практически пассивны в повышении своей квалификации и грантовой
деятельности. Это музеи Ставропольского, Кошкинского, Шигонского, Алексеев-
ского, Кинельского и Волжского районов со средним возрастом специалистов 52,2
года. Более того, в музеях этой группы за 2011-2013 годы наблюдается снижение
общего уровня квалификации работников, связанное с проблемой острого дефи-
цита знаний и умений, необходимых для деятельности в новых социальных и эко-
номических условиях.

        Так как в настоящее время наблюдается отток специалистов из многих насе-
ленных пунктов, то часто в музеях работают лица, не имеющие специального об-
разования. Людям с педагогическим, библиографическим, техническим образова-
нием приходится осваивать музейное дело. Но следует констатировать тот факт,
что подавляющая часть музейных работников непрофильного образования в воз-
расте до 50 лет предоставляет высококачественные музейные услуги (табл. 10), так
как таким людям часто помогают длительные устоявшиеся связи с местным насе-
лением и молодежью, в том числе и на добровольческой основе.

        Исходя из вышеизложенного, следует выделить следующие слабые стороны
музеев муниципальных районов: небольшие штаты сельских музеев, в основном
состоящие всего из двух-трех сотрудников; в большинстве музеев отсутствуют
специалисты, владеющие проектными методами и умением вести научно-исследо-
вательскую деятельность; общее старение музейных кадров и недостаточный уро-
вень профессиональной подготовки молодых специалистов, и как следствие - низ-
кая творческая и проектная активность большинства районных музейных коллек-
тивов; отсутствие финансовой возможности по систематическому повышению ква-
лификации сотрудников; недостаточная поддержка и финансирование инноваци-
онных проектов, как правило, нравственно-патриотической направленности моло-
дежи, на уровне районов, Самарской области и РФ в целом.

        В современной ситуации ни традиционные методы и формы работы, ни вы-
сокое качество музейных коллекций, не гарантируют того, что сельский музей ста-
нет важным и интересным местом пребывания для молодого человека, который
имеет достаточный выбор для проведения досуга и пополнения знаний.

        На 27 муниципальных районов Самарской области насчитывается 16 исто-
рико-краеведческих музеев, из которых лишь 7 получают финансовую поддержку
из федерального и областного бюджетов (муниципальные бюджетные учрежде-

 60
   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66