Page 6 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 6
Введение
Проект стал первым исследованием, в котором представлено комплексное
осмысление процессов, происходящих в музейной сфере муниципальных районов
Самарской области и РФ, и её социоэкономический роли в нравственно-патриоти-
ческом воспитании молодежи.
Важнейшая особенность музеев XXI века проявляется в их многофункцио-
нальности. Современный музей – это не только научно-просветительное учрежде-
ние, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко-куль-
турных ценностей. Сегодня музей – это сложная многоуровневая система, решаю-
щая ряд социально значимых задач, среди которых все более заметные позиции за-
нимают художественная организация досуга, интеграция познавательной и нрав-
ственно-патриотической деятельности.
В период реформирования в большинстве муниципальных районов при дефи-
ците финансовых и иных ресурсов проблемными являются практически все зоны
музейной деятельности.
Исследуя нравственно-воспитательный потенциал муниципальных музеев,
авторским коллективом выявлен присущий музейной практике эффект единства ин-
формационно-культурного, социоэкономического и патриотического направлений.
Логика исследования считает целесообразным внедрить в деятельность музея мето-
дику анализа социоэкономической роли в нравственно-патриотическом воспитании
молодежи посредством взаимодействия и синтеза межмуниципальных экономиче-
ских и историко-культурных ценностей.
Анализ особенностей функционирования современных муниципальных му-
зеев позволил, с одной стороны, отметить возрастающие потребности молодежи в
нетрадиционном общении с музеем, а также способы воспитания патриотизма. С
другой стороны, проявляется явная тенденция к использованию историко-краевед-
ческого музея не только в образовательно-развивающих целях, но и в качестве опор-
ной базы духовно-нравственного и интеллектуального развития детей и молодежи.
Актуальность темы исследования вызвана:
- острой необходимостью разработки форм, методов и средств воспитания
молодежи, в которых одной из главных составляющих является патриотическое вос-
питание, с использованием уже сформированной системы музеев, их возможностей
на культурно-нравственном поле и активизацией новых, ярких и интересных про-
ектных идей;
- важностью разработки теоретических подходов и практических рекоменда-
ций к современным условиям возрождения и развития музеев как воспитательно-
образовательных центров;
- большой значимостью изучения и обобщения лучших примеров в области
патриотического воспитания молодежи для их внедрения в практику музейного
дела;
- развитием активных форм общественно-воспитательного воздействия на
формирование патриотического сознания у детей, юношества и молодежи;
5