Page 10 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 10

Значение культурно-досуговой деятельности в развитии муниципальных районов

устойчивого развития. Доля муниципалитетов, разрабатывающих стратегии разви-
тия, более 50%, при этом среди центров субъектов Федерации эта доля существенно
выше - около 80%.

        В то же время качество стратегических документов требует постоянного со-
вершенствования. По мнению доцента Н.В. Полянсковой, в региональных и муни-
ципальных стратегиях Российской Федерации "особенно неровно раскрывается по-
зиция по экономическим механизмам регионального развития, финансовым источ-
никам осуществления стратегий, экономическим отношениям региона и центра…
по-разному оценивают в регионах и возможные темпы роста, в том числе и задачу
увеличения ВВП России к 2020 году" [Полянскова, 2012].

        Стратегия муниципального развития является научно обоснованным прогно-
зом, определяющим главные, качественно новые ("прорывные") направления разви-
тия в долгосрочной перспективе и содержащим варианты необходимых мер, кото-
рые требуется учесть и реализовать в будущем развитии. Аналитическую базу стра-
тегии должны составить результаты исследований, проведенных в рамках концеп-
ции долгосрочного развития муниципального образования РФ.

        В стратегии должны быть отражены:
        а) цели и задачи предстоящего развития на "прорывных" направлениях, пока-
затели экономического потенциала, от которых зависит решение ключевых эконо-
мических, социальных и экологических проблем;
        б) характеристика потенциальных ресурсных возможностей;
        в) альтернативные направления развития в перспективе;
        г) оценка возможных внешних и внутренних перемен в муниципальной поли-
тике.
        В соответствии с традиционными представлениями об экономическом разви-
тии, источниками благосостояния района (городского округа) являются земля, при-
родные ресурсы, географическое положение, дешевые трудовые ресурсы и произ-
водственные мощности. В современном мире это не так. Наличие природных ресур-
сов, дешевой рабочей силы, финансовых и технологических ресурсов еще не дает
преимущества в конкурентной борьбе на глобальном рынке. Все это можно купить.
Важнейшее значение имеет способ, в соответствии с которым соединяются сырье,
финансы, технологии и люди для достижения устойчивых конкурентных преиму-
ществ. Благосостояние муниципального образования определяется, прежде всего,
способностью его предприятий внедрять инновации, совершенствоваться и в конеч-
ном итоге конкурировать на глобальном рынке.
        Конкурентные преимущества предприятий муниципалитета могут базиро-
ваться на различных источниках: на наличии сырья и дешевой рабочей силы, актив-
ном притоке инвестиций и инновациях. Соответственно, могут быть сформированы
три типа экономики, в которых источники благосостояния существенно различны.
        Экономика первого типа - сырьевая. Источниками благосостояния являются
богатые природные ресурсы. Как правило, в экономике такого типа основной доступ
к внешнему рынку обеспечивают иностранные фирмы. Они также ориентированы
на прямой доступ к ресурсам. Современное оборудование приобретается за рубе-

                                                                                                                                       9
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15