Page 55 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 55

Социоэкономическая роль музеев муниципальных районов
                                 в нравственно-патриотическом воспитании молодежи

        В XXI веке развитие музейного мира Китая движется по направлению рас-
ширения и активизации его общественно-коммуникативных функций и превра-
щает его из закрытого, традиционного хранилища раритетов, в открытый и подвер-
женный изменениям гибкий объект культуры современного, стремительно меняю-
щегося мира, бесспорно сохраняющий в себе стабильное ядро, содержащее гено-
тип музея как такового.

        Инновации становятся основным стратегически фактором развития музей-
ной сферы. Исследователь 60-х годов Эверетт Роджерс в своей книге «Диффузия
инноваций» относит к «инноваторам» только 2,5% населения, а 13,5% (т.е. почти в
пять раз больше) - к категории «ранние освоители», которые буквально набрасы-
ваются на инновации, как только понимают, как они работают [Rogers, 1995].

        Э. Мэррит, директор Центра Будущего Музеев (Сenter for the Future of Mu-
seums, США), задаваясь вопросом: «Кто же эти 2,5% «инноваторов»?», на основе
личных наблюдениях за музеями в Программе по аккредитации и оценке их работы
(Accreditation and Museum Assessment Program) пришла к выводу, что в музейном
мире есть три очага инноваций: маленькие музеи («инноваторы»), большие музеи
(«ранние освоители») и музеи среднего размера («раннее большинство»). А не-
большие районные музеи и являются теми самыми «инноваторами», основной за-
дачей которых является привлечение молодого поколения и создание новой мо-
дели взаимодействия с посетителями.

        Элизабет Мэррит отмечает, что «обычно в маленьких музеях отсутствует
жесткий контроль и строгие процедуры; музейные сотрудники разных отделов об-
щаются друг с другом активно и легко (если только предположить, что в маленьких
музеях действительно есть отделы); инновация для них – не такой уж большой
риск. Они могут пробовать что-то новое, и если все пойдет хорошо, это не потре-
бует от них больших денежных или кадровых затрат, а если нет – они не очень-то
много теряют» [Merritt, 2013].

        Наблюдая за деятельностью музеев в Лаборатории Музейных Инноваций
(Innovation Lab for Museums, США) в течение 3-х лет, она предлагает сконцентри-
роваться на инновациях, которые полезны и актуальны, удачно приживаются на
практике, действительно являются чем-то новым, а также выделяет сферы музей-
ной деятельности, в развитии которых музеи заинтересованы более всего:

        1) маркетинг: как заинтересовать аудиторию своей деятельностью;
        2) взаимоотношения: новые пути взаимодействия с людьми;
        3) экономика: новые способы повышения доходов;
        4) опыт/практика: новые способы представления контента.
        Муниципальные музеи, как следует из их статуса, ориентируются на мест-
ные интересы, преимущественно обслуживают местные сообщества. Поэтому, ко-
нечно, факторы, определяющие работу муниципальных музеев можно сгруппиро-
вать по разным основаниям. Но с учетом специфики их работы необходимо выде-
лять внутренние и внешние факторы. В группе внешних можно выделить факторы
мезоуровня и местного уровня (микроуровня). Вопрос о макроуровне может стать
дискуссионным, но несомненно то, что макроэкономическая ситуация не может не
оказывать влияния на процессы на более низких уровнях экономики и других сфер

 54
   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60