Page 51 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 51

Социоэкономическая роль музеев муниципальных районов
                                  в нравственно-патриотическом воспитании молодежи

массовые мероприятия. Однако, незначительное количество проведенных выставок,
экспозиций и массовых мероприятий в силу ограниченности бюджетов районных
музеев и высокой трудоемкости организации, отрицательно сказывается на стабиль-
ности посещаемости мероприятий в целом (рис. 6).

        В 2013 году самыми посещаемыми стали выставки историко-краеведческих
музеев Кинель-Черкасского района – 185 посетителей в среднем на одну выставоч-
ную экспозицию, Исаклинского и Большечерниговского районов – 162,5 и 154,5 по-
сетителей соответственно. Далее со значительным отрывом следуют массовые ме-
роприятия (посещаемость в среднем одного мероприятия варьируется от 248,6 по-
сетителей в Исаклинском музее до 16,3 в Борском краеведческом музее) и образо-
вательные программы.

        Такие формы работы, как цикл лекций и экскурсии являются для молодежи
наименее интересны. Их посещают в среднем в расчете на одно мероприятие 35,2 и
23,9 посетителей соответственно.

        Эффективность мероприятий, поскольку это затрагивает духовную сферу,
может быть оценена только приблизительно. Сила воздействия на человека не все-
гда может быть оценена длительностью воздействия или массовостью мероприятия.
Как признает Филипп М. Кац, исследователь American Alliance of Museums (Аме-
риканский Альянс Музеев), посещаемость – величина трудноизмеримая. Он приво-
дит простые примеры: в музей попал трёхлетний ребёнок, и трижды пробежал туда-
обратно через входную раму, или заскучавший охранник лишний раз щёлкнул по
пульту, регулирующему счётчик [D. Hunn. From parades to concerts, how St. Louis'
museums count attendance]. Но очевидно, что массовость охвата, длительность и ча-
стота мероприятий может служить количественной оценкой работы лиц, организу-
ющих мероприятия. Стоимостные оценки также могут быть использованы (затраты
на одно мероприятие, затраты на одного привлеченного и другие). В условиях огра-
ниченности бюджетов и объема привлеченных средств это имеет существенное зна-
чение [Хасаев, 2013].

        Вместе с тем, как свидетельствуют результаты исследований, рост затрат му-
зеев на организацию и проведение культурно-просветительных мероприятий, как
правило, не всегда обеспечивает увеличение числа посетителей этих мероприятий
(рис. 7).

 50
   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56