Page 54 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 54

Комплексный анализ музейной деятельности в муниципальных районах Самарской области

        Целесообразно, в связи с этим провести анализ деятельности музеев муни-
ципалитетов, выявить общее и особенное в их деятельности, провести выявление
и ранжирование факторов их деятельности. Такая целесообразность вызывается
спецификой представляемого потребителям продукта музейной деятельности – он
не может быть тиражирован, каждый музей обладает уникальным продуктом, ко-
торый часто вне пределов музея или территории теряет свою ценность – как потре-
бительскую (становится неинтересным или малоинтересным), так и коммерческую
(способность приносить выручку для поддержания текущей и перспективной дея-
тельности музеев).

        Ф.Ф. Рыбаков отмечал: «В музейном деле органично слиты материальные
и нематериальные составляющие. Результат (культурно-просветительский эффект)
– нематериален. Носители же культурных ценностей – материальны. … уникаль-
ность и невоспроизводимость носителей культурно-исторических ценностей (му-
зейных экспозиций, зданий, памятников и т.д.) делает невозможным оказание ана-
логичных услуг в иных местах» [Рыбаков, 2002]. Так же он отмечает, что крайне
важным для музеев является квалификация работников-экскурсоводов, научных
сотрудников, хранителей. Понятно, что накопление знаний, умений и навыков этих
сотрудников требует длительного времени и может происходить, прежде всего, в
самом музее, именно в этом музее. Личные качества работников в музейном деле
имеют исключительное значение, поэтому в этом смысле оно, музейное дело, вы-
ходит за пределы экономики.

        Музейное дело в последние годы переживает революционные изменения:
внедряются новые технологии, появляются новые музеи, растет посещаемость и
популярность музейных местностей, роль музеев в образовании и воспитании. Му-
зеи из места размещения коллекций превращаются в культурно-просветительские
центры, места длительного пребывания больших групп населения, в том числе мо-
лодежи.

        В этой связи интересен опыт Китая, где в последние годы «музейный бум»
стал неоспоримым фактом современной культуры. Музей стал активным участни-
ком современных культурных, национальных и даже политических процессов в
КНР. Все это происходит потому, что в современном информационном обществе
он является практически единственным учреждением, способным удержать в
своих стенах память о прошлом [Ван Вэй, 2014].

        Инновационной формой развития китайской культуры, синтезирующей ма-
териальное и нематериальное культурное наследие, является создание в КНР му-
зеев - культурных центров. Директор ЮНЕСКО Жорж Фрадье писал: «Культур-
ные центры – это попытка объединить разобщенный мир искусства, изолирован-
ные друг от друга области знания и отдельные науки, поиски новых идей и вклю-
чения их в нашу повседневную жизнь» [Фрадье, 1982].

        Сейчас в КНР на более 288 тыс. человек населения приходится 1 музей. К
2020 г. планируется соотношение 250 тыс. к одному – то есть ожидается, что станет
свыше 4 тыс. 140 музеев. После введения практики бесплатного посещения музеи
Китая стали принимать в год почти 400 млн. туристов [Ван Вэй, 2014].

                                                                                                                                       53
   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58   59