Page 45 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 45

Социоэкономическая роль музеев муниципальных районов
                                  в нравственно-патриотическом воспитании молодежи

        Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю чело-
века с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направлен-
ности воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение,
или как их комбинация. Если мы хотим убедить молодого человека в истинности
какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае
необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет до-
казательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное
отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чув-
ствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего
обращаются одновременно и к разуму, и к чувствам воспитуемого.

        Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение
сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Ос-
нова лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие ос-
нову беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.

        Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок.
Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной
потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать
смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Дис-
пут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же
время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать
от этических норм и требований.

        Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении
воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут.
Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой
нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., моло-
дой человек глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-
нравственных отношений.

        Проводимые мероприятия могут включать и включают как несколько мето-
дов воспитания, так и могут ограничиваться одним.

        Оценка эффективности мероприятий по нравственно-патриотическому вос-
питанию молодежи, несомненно, вызывает существенные трудности, связанные с
тем, что речь идет о духовной сфере. Фиксация таких процессов не может носить
сплошного характера, так как мыслительная деятельность людей и их повседневные
поступки – трудный объект исследования. В настоящий момент сложилась следую-
щая система фиксации процессов, происходящих в духовно-культурном развитии:
через количественные оценки проводимых мероприятий (число таких мероприятий,
количество учреждений, число участников и т.д.), через позитивные результаты в
духовно-культурной деятельности (число занятых позитивными видами деятельно-
сти, яркие примеры патриотизма, достойные примеры длительной деятельности
конкретных людей и др.), через уровень и динамику негативных процессов (число
лиц с асоциальными формами поведения, количество совершенных преступле-
ний…). Эта фиксация может происходить и происходит на разных уровнях государ-
ственного и муниципального управления, а также через систему общественных ор-
ганизаций.

 44
   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50