Page 44 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 44

роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи

        Воспитание – «воздействие общества на развивающегося человека. В узком
смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на вос-
питанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потреб-
ность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению» [Философ-
ский энциклопедический словарь, 2010]. Таким образом, нравственно-патриотиче-
ское воспитание – это направленное воздействие на человека с целью включения в
его систему моральных ценностей любви к отечеству, ответственности за его
судьбу, готовность совершать поступки в соответствии с интересами Родины.

        Методы воспитания – в узком смысле, это конкретные пути воздействия на
сознание, чувства, поведение молодых людей для решения педагогических задач и
достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром.
В широком же смысле – речь нужно вести о всех формах воздействия мира взрослых
людей на формирующегося человека. В том числе и специальных мероприятий, про-
водимых с целью воспитания, как в специализированных учреждениях – чаще всего
образовательных, так и вне их. Результатом воспитания является моральная, нрав-
ственная деятельность. Нравственная деятельность - важнейший компонент морали,
проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризу-
ющая поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким
образом, только деятельность и реализация моральных принципов и норм дают лич-
ности право на признание у нее подлинной моральной культуры. Поступок в свою
очередь содержит три компонента:

        1. Мотив - нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же
мотивация, - совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных цен-
ностей в моральном выборе, индивида, совершающего поступок.

        2. Результат - материальные или духовные последствия поступка, имеющие
определенное значение.

        3. Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата, и мотива.
Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его
значением для того или иного человека, людей, коллектива, общества и т.д.

        Следовательно, поступок - это не всякое действие, но действие субъективно
мотивированное. Моральные (нравственные) отношения - отношения, в которые
вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой
диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного
(нормы, идеалы, нравы) с которыми приходится считаться, и которые имеют для
индивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди воз-
лагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на
себя моральные права.

        Вышесказанное, применительно к нравственно-патриотическому воспита-
нию, означает, что и в системе взглядов, и в поступках молодых людей должны по-
явиться мотивы, определяющие их поведение по отношению к Родине и, в более
узком смысле, к месту своего проживания, которые, соответственно, проявляются в
поступках, находящих оценку у окружающих.

        Методы целенаправленного воздействия на личность молодого человека мо-
гут быть разнообразными:

                                                                                                                                       43
   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49