Тема 2. Теория спроса и предложения

       Спрос на какой-либо товар характеризует непосредственное желание купить данный товар и уплатить за него определенную цену. Объемом спроса на товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо или группа лиц в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.

Обратную зависимость между ценой и объемом спроса называют законом спроса.

Однако известно одно исключение из этого закона, получившее название парадокса Гиффена или товары Гиффена. Этот парадокс заключается в том, что если какой-либо товар представляет основу потребления, то даже при увеличении цены на него, произойдет увеличение объема спроса на него. Данный парадокс представляет собой единственное исключение закона спроса, хотя существуют и другие явления, ошибочно принимаемые за исключения (Цена - показатель качества, Эффект  Веблена, Эффект ожидаемой динамики цен или эффект Пигу).

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени. Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать один продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов (местных и зарубежных), наличие и размеры налогов и дотаций, а также природно-климатические условия. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. Линия предложения в отличие от линии спроса имеет положительный наклон, с ростом цены увеличивается, и объем предложения.  Однако так бывает не всегда, поэтому в отличие от общего закона спроса, практически не знающего исключений, подобного общего закона предложения не существует. Данный положительный наклон линии предложения принимается пока в качестве допущения. Как и при рассмотрении спроса следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при  изменении цены товара и неизменном характер зависимости объема предложения от цены - движение вдоль линии предложения. Если же в силу изменения какого-либо неценового фактора устанавливается новое соотношение между ценой и объемом предложения, т.е. изменяется сама функция предложения, то происходит сдвиг кривой предложения, и таким образом речь идет об изменении самого предложения.

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты - цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий спроса и предложения, которым соответствуют равновесный объем и равновесная цена. В состоянии равновесия рынок является сбалансированным, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Однако при любой другой цене, кроме равновесной рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации. При цене выше равновесной избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену. Если же реальная цена будет ниже равновесной, тогда избыток спроса будет оказывать повышающее давление на цену. В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, а во втором- через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступать как покупатель и как продавец. Такой подход к описанию равновесия называют равновесием по Вальрасу.

Существует и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения. Если объем предложения ниже равновесного, цена спроса выше цены предложения, что побуждает продавцов увеличить объем предложения. Если объем предложения превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, что побуждает продавцы сокращать объем предложения. Различие в данных подходах проявляется и в разном расположении осей координат на графиках спроса и предложения. Маршалл оперировал понятиями цена спроса и цена предложения, потому функция спроса и предложения  него имеет вид P= P(Q). И условием равновесия является Pd(Q)=Ps(Q). Объемы спроса и предложения как независимые откладывались на оси абсцисс.

Вальрас же сосредоточил внимание на объемах спроса и предложения при данных ценах. Поэтому функция спроса и предложения у него имеет следующий вид. Q=Q(P). Тогда равновесие достигается при Qd(P)=Qs(P).

Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения по Вальрасу, а графическим отображением по Маршаллу.

В статических моделях не учитывается фактор времени. Сравнение мгновенных состояний динамических процессов называют методом сравнительной статики. При этом сравниваются различные равновесные состояния рынка, не рассматривая сам процесс перехода от одного состояния к другому. Хотя метод сравнительной статики не учитывает в явном виде фактор времени, косвенное его включение становится возможным посредством учета различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе. Для этого при использовании метода сравнительной статики принято различать три периода. Первый, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, называют мгновенным периодом. Другой, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная, называют коротким периодом. Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом. Можно еще выделить четвертый, очень длительный период, в течение которого может меняться не только объем применяемых ресурсов и интенсивность их использования, но и характер применяемой технологии.

В мгновенном периоде продавец лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы. Однако данное количество товара может продано при различном уровне цены. Многое зависит и от природы самого товара. Если товар не подлежит хранению, то линия предложения будет вертикальной  к оси абсцисс. В этом случае равновесная цена определятся спросом и совпадает с ценой спроса, тогда как объем предложения является фиксированным.

Если товар не подлежит порче, то линия предложения может быть представлена состоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго, представляющего вертикальный отрезок. В данном случае при цене ниже Pe продавец предложит не весь товар, а только его часть, так как часть товара может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры.

Если же хранение избытка затруднено или связано с высокими затратами, соответствующее количество товара может быть распродано по бросовым ценам.

В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование и объем продукции могут изменяться за счет изменения объема применения переменных факторов.

Эти изменения не могут выходить за пределы технической производственной мощности. В коротком периоде линия предложения также  состоит из двух участков. Первый имеет положительный наклон. Второй участок кривой предложения представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы, ограниченные наличной производственной мощностью. Вплоть до этой границы равновесный объем, и цена определяются пересечением линий спроса и предложения, а за ее пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объем предложения - размером производственных мощностей. 

В длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственных мощностей, но и изменять их размеры, а значит и масштабы производства. В длительном периоде возможны три ситуации: во-первых, когда затраты остаются постоянными, в этом случае равновесная цена не изменяется, во-вторых, при возрастающих затратах, в этом случае одновременно с увеличением объема предложения увеличивается и равновесная цена, и в-третьих, при снижающихся затратах, в этом случае кривая предложения носит отрицательный наклон и увеличение объема предложения сопровождается снижением равновесной цены.

Линия предложения может менять свой наклон, что в конечном счете приводит к не единственности состояния равновесия. Характерным примером ситуации не единственности равновесия дает иллюстрация равновесия на индивидуальном рынке труда.

Стабильность равновесия называют способность рынка, выведенного из состояния равновесия возвратиться к равновесию под влиянием лишь своих внутренних сил. Проблема стабильности имеет не только экономическое значение, поскольку возможность государственного регулирования рынка, при его неспособности к саморегулированию, обеспечивает максимум благосостояния и социальной обеспеченности населения.

Если линия спроса и предложения имеют нормальный (соответственно положительный и отрицательный) наклон, равновесие является стабильным. взаимодействие спроса и предложения и по Вальрасу и по Маршаллу будет приводить рынок к состоянию равновесия. Другое дело, если линия предложения имеет отрицательный наклон, в этом случае возможность выхода рынка из состояния не равновесия зависит от того, по какому принципу осуществляется взаимодействие по Вальрасу или по Маршаллу.

Прямая эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение спроса на товар при изменении его цены. Коэффициентом прямой эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения объема спроса в процентах к относительному изменению цены:

Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность (или эластичность в точке) характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены.

Прямая эластичность спроса по цене зависит от наличия товаров-заменителей, от разнообразия возможностей использования данного товара, от степени насыщения потребностей, и от фактора времени. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком, поскольку необходимо время для приспособления к изменившимся ценам.

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого. Коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения спроса на i-товар к относительному изменению цены j- товара.

Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым.

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные свойства благ, их способность замещать друг друга в потреблении.

Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате  изменения дохода потребителя. Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i-товар к относительному изменению дохода потребителя:

Понятие эластичности распространяется не только на такую экономическую категорию как спора, ее также можно использовать для определения реакции величины предложения на изменения цен. Формально коэффициент эластичности предложения  по цене имеет тот же вид, что и коэффициент прямой эластичности спроса по цене. Только его экономический смысл состоит в том, что он показывает процентное изменение в величине предложения товара, соотнесенное с процентным изменением в цене данного товара. Методы исчисления коэффициента эластичности предложения полностью совпадают с аналогичными методами для коэффициента эластичности спроса.

Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются, во-первых, мобильность факторов производства. Во-вторых, это фактор времени. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. С течением времени адаптация производителей к новым рыночным условиям улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к увеличению эластичности предложения.

Последнее изменение: Вторник, 13 октября 2015, 00:45