Page 75 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 75

Социоэкономическая роль музеев муниципальных районов
                                 в нравственно-патриотическом воспитании молодежи

        Анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных музеев сви-
детельствует, что наиболее успешные из них имеют в качестве источников финан-
сирования собственные заработанные средства, помимо инвестиций из федераль-
ного, областного и местного бюджетов. Согласно данным таблицы 14, 2011 – 2013
годы отмечались высокой долей бюджетного финансирования муниципальных му-
зеев Самарской области, а вот нулевые показатели в Ставропольском, Волжском и
Шигонском районах связаны с переводом музеев на финансирование за счет муни-
ципальных средств.

        В современной практике эффективно работающим считается музей, форми-
рующий за счет собственных доходов 1/3 годового бюджета. В настоящее время
для муниципальных районных музеев, финансируемых из областного и местного
бюджетов этот показатель крайне мал и составляет 4,7% от общего объема годовых
финансовых поступлений в 2013 году. Для сравнения, у федеральных музеев Рос-
сии этот показатель составляет 24%, а у региональных музеев Самарской области
– 14%.

        Исследование доли собственных средств от предпринимательской деятель-
ности и от сдачи имущества в аренду за период 2011 – 2013 гг. показало, что бюд-
жетные учреждения культуры не обладают достаточным объемом самофинансиро-
вания, что показывает невозможность самоокупаемости данных учреждений как в
ближней, так и в дальней перспективе. Минимальная доля собственных средств
наблюдается в муниципальных районах 3 и 4 группы, причем в динамике отмечена
тенденция снижения доли собственных средств.

        Подводя итоги, следует остановить внимание на ряду отрицательных момен-
тов, связанных с современным финансово-экономическим положением культурно-
досуговых учреждений в целом, и в особенности сельских музеев:

        А) слабое использование выделяемых финансовых средств учреждениями
культуры. Основная часть приходится на оплату труда сотрудников и проведение
ремонтных работ, и только малая часть направляется на разработку и внедрение
социальных проектов, которые позволили бы поднять имидж и привлекательность
музеев в сельской местности;

        Б) отсутствие единой базы индикаторов, позволяющих своевременно и каче-
ственно оценивать уровень окупаемости затрат в сфере культуры, что не дает воз-
можности обоснования инвестиционных проектов и привлечения дополнительных
источников финансирования;

        В) отсутствие мотивации кадрового состава (заработная плата находится на
уровне минимальной) осуществлять разработку и проведение мероприятий по при-
влечению посетителей с целью улучшения финансового состояния музеев.

        В целях устранения указанных проблем, повышения эффективности музей-
ной деятельности в муниципальных районах необходимо:

        1. Активизировать совместную работа сельских музеев с туристическими
организациями, чьи маршруты включали бы в себя посещения культурно-досуго-
вых учреждений, например, связанных с традиционным кустарным производ-
ством. Синергетический эффект от данного объединения деятельности позволит

 74
   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80