Page 29 - Роль муниципальных музеев Самарской области в нравственно-патриотическом воспитании молодежи
P. 29
2. Роль муниципальных музеев в нравственно-
патриотическом воспитании молодежи
2.1. Методика анализа социоэкономической роли музеев в
нравственно-патриотическом воспитании молодежи
Н.В. Полянскова, Е.Ю. Нуйкина
Важнейшая особенность музеев XXI века проявляется в их многофункцио-
нальности. Современный музей – это не только научно-просветительное учрежде-
ние, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко-куль-
турных ценностей. Сегодня музей – это сложная многоуровневая система, решаю-
щая ряд социально значимых задач, среди которых все более заметные позиции за-
нимают художественная организация досуга, интеграция познавательной и нрав-
ственно-патриотической деятельности.
В период реформирования в большинстве муниципальных районов при дефи-
ците финансовых и иных ресурсов проблемными являются практически все зоны
музейной деятельности.
Исследуя нравственно-воспитательный потенциал муниципальных музеев,
нами выявлен присущий музейной практике эффект единства информационно-куль-
турного, социоэкономического и патриотического направлений. Логика исследова-
ния считает целесообразным внедрить в деятельность музея методику анализа со-
циоэкономической роли в нравственно-патриотическом воспитании молодежи по-
средством взаимодействия и синтеза межмуниципальных экономических и исто-
рико-культурных ценностей.
Анализ особенностей функционирования современных муниципальных му-
зеев позволил, с одной стороны, отметить возрастающие потребности молодежи в
нетрадиционном общении с музеем, а также способы воспитания патриотизма. С
другой стороны, проявляется явная тенденция к использованию историко-краевед-
ческого музея не только в образовательно-развивающих целях, но и в качестве опор-
ной базы духовно-нравственного и интеллектуального развития детей и молодежи.
Примером такого единства интеллекта и патриотизма служит МБУ «Исто-
рико-краеведческий музей Кинель-Черкасского района», где в увлекательных фор-
мах проходят музейные занятия для детей школьного возраста. В результате актив-
ной патриотической деятельности количество посетителей музея за 2011-2013 годы
возросло более чем в 2 раза, а посещаемость получателей бесплатных услуг воз-
росла на 40% [Сорокин, Полянскова и др, 2014]. Повышение процента участия по-
сетителей объясняется повышением качества проводимых тематических мероприя-
тий и занятий.
В данном пункте исследования мы сконцентрируем внимание на методике
анализа социоэкономической роли музеев в нравственно-патриотическом воспита-
нии молодежи.
В общем случае методика анализа музейной деятельности в социально-эко-
номическом контексте представляет собой систему общетеоретических подходов и