Методические рекомендации по написанию реферата
В системе подготовки аспирантов по специальности «Экономическая теория» подготовка реферата – один из важных видов самостоятельной работы. Подготовка реферата способствует всестороннему знакомству с литературой по избранной теме, создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение на научной основе анализировать явления действительности, прививает умение популярно излагать сложные вопросы.
Рефера́т – письменный доклад или выступление по определённой теме с обобщением информации из одного или нескольких источников. Реферат предполагает осмысленное изложение содержания главного и наиболее важного (с точки зрения автора) в научной литературе по определенной проблеме в письменной или устной форме. Реферат - это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.
Этапы работы над рефератом
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа: 1) вводный - выбор темы, работа с литературой, формирование плана работы; 2) основной - работа над основной частью, введением и заключением реферата; 3) заключительный - оформление реферата; 4) защита реферата на практическом занятии.
Работа аспиранта над рефератом начинается с выбора темы. Темы рефератов, предложенные преподавателем на занятиях, определяются учебной программой. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему. Тема не должна быть слишком общей и глобальной, так как небольшой объем работы не позволит раскрыть ее. Разработка избранной темы начинается с ознакомления с соответствующей литературой. Полезнее всего изучать источники под углом зрения заранее намеченной проблематики. Это экономит время, будит собственную мысль читателя, позволяет составлять реферат параллельно с работой над литературой.
На этом этапе необходимо окончательно продумать план реферата. План – это логическая основа реферата, от оригинальности ее построения, четкости, правильной соотнесенности частей во многом зависит качество будущей работы. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывали ее целиком. В целом структура реферата должна включать в себя следующие элементы: титульный лист; план реферата; введение; основная часть (главы и подглавы); заключение; список использованных источников; Приложения. Объем введения не должен превышать 2 страницы или 10-15% от общего объёма реферата.
В основной части реферата большое внимание следует уделить глубокому теоретическому освещению как темы в целом, так и отдельных ее вопросов, правильно увязать теоретические положения с практикой, конкретным фактическим и цифровым материалом. Изложение должно осуществляться в соответствии с составленным планом. Основная часть должна быть разделена на параграфы. Средний объем основной части реферата - 75 - 80 % общего объема. Рекомендуется выделить в основной части три раздела без выделения подразделов. Автор должен следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию главы (параграфа).
В основной части реферата необходимо достаточно полно и убедительно раскрыть все пункты плана, сохраняя логическую связь между ними и последовательность перехода от одного к другому. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом. В тексте обязательны ссылки на первоисточники, т.е. на тех авторов, у которых взят данный материал в виде мысли, идеи, вывода, числовых данных, таблиц, графиков, иллюстраций и пр. Излагать материал в реферате рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Реферата должен быть написанаграмотным литературным языком, без повторений, противоречий между отдельными положениями. Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют общеизвестные сокращения и аббревиатуры. Реферат должен быть правильно и аккуратно оформлен, текст - разборчивым, без стилистических и грамматических ошибок. В заключении должны быть ответы, на поставленные во введении цель и задачи, дан общий вывод. Выводы делаются с учетом опубликованных в литературе различных точек зрения по проблеме рассматриваемой в реферате, сопоставления их и личного мнения автора реферата. Объем заключения не должен превышать двух страниц или 10% от общего объёма реферата.
В списке использованных источников в алфавитной последовательности указываются все источники, которыми пользовался студент при подготовке реферата. При этом на первое место по степени значимости выносятся законодательные и нормативные документы. Указывается реально использованная для написания реферата литература, периодические издания и электронные источники информации. Список составляется согласно правилам библиографического описания. В списке использованных источников должно быть указано не менее 10 источников. Приложение помещается после списка использованных источников и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.
Подготовленный и оформленный в соответствии с требованиями реферат оценивается преподавателем по следующим критериям:
- уровень знаний и умений на уровне требований стандарта дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.
- достижение поставленной цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов);
- уровень эрудированности автора по изученной теме (знание автором состояния изучаемой проблематики, цитирование источников, степень использования в работе результатов исследований);
- личные заслуги автора реферата (новые знания, которые получены помимо образовательной программы, новизна материала и рассмотренной проблемы, научное значение исследуемого вопроса);
- культура письменного изложения материала (логичность подачи материала, грамотность автора)
- культура оформления материалов работы (соответствие реферата всем стандартным требованиям);
- знания и умения на уровне требований стандарта данной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих понятий и идей;
- степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению);
- качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов);
- использование разнообразных источников.
- срок защиты реферата.