Основы философии.
Объект, предмет, функции, структура философского знания |
Философия — это совокупность или система теоретически осмысленных представлений о сущности и общих законах развития природы, общества и человеческого познания, о месте и возможностях человека в мире. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Функции философии 1. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции философии: • мировоззренческую; • методологическую; • мыслительно-теоретическую; • гносеологическую; • критическую; • аксиологическую; • социальную; • воспитательно-гуманитарную; • прогностическуюОбщую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии) ; • гносеология (учение о познании) ; • человек; • общество. |
Проблема основного вопроса философии. Основные направления философии |
Основной вопрос философии — это вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию). В зависимости от решения этого вопроса различают два основных направления философской мысли: 1. Материализм — направление, сторонники которого считали, что материя является первичной по отношению к сознанию. 2. Идеализм — направление, сторонники которого считали сознание (идею, дух) первичным по отношению к материи. В настоящее время основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой.
|
Основные этапы генезиса философии |
Прежде всего, генезис - это самостоятельная категория философии, обозначающая момент зарождения и дальнейший процесс развития (становления) какого-либо природного или социального явления. При этом, становление имеет приоритет перед рождением. Результат развития и определяющий его процесс более важны, чем начало (зарождение). Изначально термин "генезис" появился в древних сказаниях о происхождении мира и явлений, окружавших человека. Основные этапы развития философии 1. Античная философия -Классический период (V-IV вв. до н.э.) -Философия эллинизма (IV в.до н.э.-III в. н.э.) 2. Философия средних веков 3. Философия Нового времени -Философия Просвещения -Немецкая классическая философия -Марксизм 4. Философские течения XX в. 5. Русская философия конца XIX - начала XX вв. Философия и мифология - две различные формы общественного сознания - два типа мировоззрения. |
Философия Древней Индии |
Индийская философия совмещает в себе не один философский принцип. Это современные, древние размышления мыслителей Индии. К ним относятся атеисты, индусы, древние и современные теисты, не индусы. Изначально школы поделились на два крупных класса: основной класс – ортодоксальный и неортодоксальный. К первому относили направления, основанные на учениях Вед. Неортодоксальные школы построены на базе материалистических идей. Они отрицают эфемерную душу, выдвигая на передний план человеческие ощущения, тело, эмоции. Основные идеи философии древней Индии сформированы на общих принципах. У каждой школы присутствуют свои особенности построения теорий. Обобщая их, можно выделить следующие принципы:
|
Философия древнего Китая. Даоссизм. Философия Конфуция |
Конфуцианство — одно из важнейших направлений философии Древнего Китая. Основатель этой школы — китайский мыслитель Конфуций. Он видел смысл жизни в проявлении гуманизма, человеколюбия, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. Даосизм — популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао — это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма — это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте. |
Основные проблемы античной философии |
Основными проблемами античной философии были: - Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости.
|
Представители Милетской школы. Школа элеатов. Софисты и софистика |
Основные представители досократической философии: — Фалес, Для милетской школы характерны: · эмпиризм, · сенсуализм, · акцент на чувственном восприятии материально-вещественного мира. В философии элеатов преобладает рационально-логическое начало. Для них характерен интерес к числовой и структурной ипостасям вещей. Элеаты первыми сформулировали онтологическую и гносеологическую проблематику и заложили основы всей многовековой традиции западного философского рационализма.
|
Философский метод Сократа |
Философский метод Сократа — это особая техника диалога, разработанная древнегреческим мыслителем. В ходе беседы философ задавал ученику вопрос, выслушивал ответ и задавал дополнительный вопрос. Ответы на дополнительные вопросы помогали выявить недостатки первого утверждения ученика, противоречия в нём. Метод Сократа используется не для поиска истины или подтверждения своей правоты. Он нужен для развития логики, аналитических способностей и критического мышления. Основные правила метода: 1. Оба собеседника равноправны, открыты, обмениваются своими мыслями, а не стремятся «уничтожить» оппонента. 2. Задавайте уточняющие вопросы, чтобы оппонент полнее раскрыл тему. 3. Задавайте вопросы, приводящие к обсуждению противоречий и несоответствий в утверждениях. 4. Не фокусируйтесь на личности оппонента. Важны идеи и аргументы, а не особенности человека. 5. Будьте толерантны к неопределённости. Истинного знания нет, и только отсутствие полного знания делает нас открытыми для новых решений или идей. 6. Удержитесь от эмоциональных оценок и реакций. Ваш инструмент — логика, а это противоположность эмоции.
|
Постсократовские философские школы: киникская, киренская, мегарская. |
В целом, учеников Сократа разделяют на две группы: с одной стороны, это гениальный ученик Сократа Платон, который разработал свою собственную философскую систему, с другой – так называемые «сократические школы», менее известные, менее влиятельные, чем школа Платона, но не менее интересные и заметные. Сократических школ насчитывалось три: это киники, мегарики и киренаики. Киническая школа. Наиболее знаменитая сократическая школа – школа киников (Антисфен, Диоген Синопский (Афины), в латинской транскрипции, циников. Свое название эта школа получила от имени местности недалеко от Афин – Киносарга, где располагалась эта школа, хотя потом сами философы-киники не отказывались и от другой этимологии, от слова kuon – собака, и поэтому киников часто называли «собачьими философами». Основателем этой школы был Антисфен (ок. 444 - 368 гг.), у которого мы находим теоретическое обоснование кинического образа жизни, а Диоген из Синопы практически реализовал замыслы своего учителя. Антисфен развивал утверждения Сократа, что философия как умозрение и рассуждение о природе не нужна, а нужна как способ и средство достижения жизненного блага, способ достижения счастья.Благо существует для человека как его личное благо, как некоторая единичная вещь. Благо всего человечества – это фикция, его не существует. Реально существует лишь благо моей собственной личности. Поэтому задача философии – помочь каждому человеку познать самого себя.Мегарская школа. Мегарская школа (Эвклид, Эвгулид) была основана верным учеником Сократа Эвклидом Мегарским (ок. 450 – 380 гг. до н. э.). После жестокой смерти своего учителя ученики Сократа, опасаясь для себя такого же исхода, бежали в Мегару (40 км от Афин), где с почестями были приняты Эвклидом, который испытал влияние софиста Горгия, Парменида и Зенона. Мегарская школа приняла сократовскую доктрину, что благо есть мудрость, добавив к этому доктрину элеатов, что Божество есть абсолютное единое и изменение есть иллюзия чувств. Евклид утверждал, что добро не имеет противоположности, и поэтому зло не существует. Целью философов мегарской школы являлось доказательство истинности философии Парменида – что сущее едино и что множественности вещей не существует. Они доказывали, что чувственное знание не существует, а если существует, то оно ложно, обманывает нас и приводит к неразрешимым противоречиям. Киренаики. Основателем киренской школы был Аристипп из Кирен, небольшого города в Северной Африке. Согласно Аристиппу и его школе, счастье достижимо только в личном плане. В этом он похож на киников. Каждый человек познает лишь самого себя. Передать счастье другому невозможно, так как оно существует индивидуально, для каждого конкретного человека. Поскольку счастье существует как личное счастье, а самое сильное впечатление для человека – это удовольствие, наслаждение, то задача философии состоит в правильном направлении человека к удовольствию. Все люди стремятся к удовольствиям, однако обычные люди отличаются от философа тем, что философ знает, какие блага действительно приведут к удовольствию, а за какие нам придется расплачиваться.
|
Идеалистическая философия Платона. |
Философия Платона была основана на убеждении, что существует абсолютная истина, которую можно достичь через разумное мышление. Он разработал концепцию “идей”, которые являются реальными и существуют вне материального мира. Эти идеи являются основой всего сущего и являются объектом познания. Платон также выдвинул концепцию души, которая является бессмертной и необходима для достижения высшей истины. Платон вводит в мир идей. Всё разумное в человеке — душа. Её отличительный признак — мышление. До того, как попасть в тело, душа находилась в мире идей, где есть только идеи об объектах. При переходе в тело душа всё забывает, а потом начинает вспоминать, по мере встречи объектов на своём пути.
|
Реалистическая логика Аристотеля |
Аристотель — греческий философ, учёный и исследователь в области естественных наук. Он исследовал проблемы гносеологии, то есть познания и связанных с ним процессов. Аристотелю принадлежит разработка проблематики научного мышления и логики, составление понятийного аппарата в сфере философии. Вот некоторые законы логики Аристотеля:
|
Натурфилософские взгляды Эпикура. Школа стоиков. Школа скептиков (Пиррон). |
Эпикур считал, что человек свободен в рамках предложенных ему обстоятельств подобно тому, как свободны неделимые частицы, из которых состоят все вещи. Школа скептиков, основанная Пирроном, провозгласила принцип воздержания от суждения, от безоговорочного предпочтения одного из двух равносильных или противоречащих друг другу суждений. Стоики призывали придерживаться естественной жизни. Душа человеческая у них меняется подобно огню, подчиняется закону космоса. Идеи эпикуреизма, скептицизма, стоицизма впоследствии стали неотъемлемой частью западного менталитета.
|
Философия Древнего Рима |
Философия Древнего Рима — это интегральная часть общего философского процесса эпохи позднего эллинизма и Империи. Изучение философии было высшей ступенью образования и считалось типично «греческим». Оно было доступно главным образом аристократической элите, которая посылала своих детей учиться в такие центры учёности, как Афины, Родос и Александрия. Доминирующей философской школой в Древнем Риме был стоицизм. Римлянам импонировала суровая антигедонистическая этика долга, подчиняющая интересы индивида интересам общего дела. Более ограниченным было влияние эпикуреизма, Афинской академии, Платона, Аристотеля и религиозно-мистических направлений, таких как неопифагореизм.
|
Предпосылки зарождения средневековой философии. |
Предпосылки становления и развития философии в. Средние века связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями кризиса Римской империи. На смену официальным языческим культам пришло христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и призывало к освобождению духа от плоти и превратностей социального бытия. Средневековая философия возникла как отражение синтеза элементов античной и христианской культуры. |
Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. |
Основная идея средневековой философии – теоцентризм. Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
|
Основные проблемы средневековой философии, периодизация (патристика и схоластика). Учения А. Блаженного и Ф. Аквинского. |
В средневековой философии можно выделить два этапа: 1. Патристика (I1–YIII в.в.) — время систематизации христианского вероучения и создания основ христианской философии отцами церкви. 2. Схолапстика (IX–XY в.в.) — время рационального обоснования христианского вероучения путём применения логических методов доказательства. Наиболее выдающимся философом патристики был Августин Аврелий, а схоластики — Фома Аквинский. Аврелий Августин — идеолог и богослов, чьи труды послужили основой для определённых положений христианской церкви и идеологии нового вселенского государства — Империи. Фома Аквинский — философ, который разработал особую теорию закона и концепцию права. Для него право было прежде всего сферой правды и справедливости. Политико-правовые идеи Фомы Аквинского являются новым словом в истории политико-правовых учений средневековья. |
Спор об универсалиях. Реализм и номинализм. |
Номинализм (от лат. nomen — имя) — философское учение, отрицающее онтологическое знание универсалий, утверждающее, что реально существуют только единичные вещи, а общее — это результат деятельности разума, который находит связи между вещами. Это направление тоже имело корни в античности: ученик Сократа и основатель философской школы киников Антисфен (435-370) признавал существование только отдельных, единичных вещей. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т. е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса. Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия — универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира.
|
- Преподаватель: Джабборова Людмила Вячеславовна