Финансовые документы
Рыночные отношения и создание широкой сети негосударственных организаций превращают подразделения бухгалтерии из простого учетного органа в важнейшие подразделения, определяющие финансовую стратегию организации и влияющие на развитие ее хозяйственной деятельности.
Учетная политика организации, грамотный анализ финансово-хозяйственной деятельности, взаимодействие с налоговыми службами – одно из главных направлений управленческой деятельности, обеспечивающее выживание организации в острой конкурентной борьбе.
Документирование хозяйственных операций организации осуществляется на основе Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.) и отражается в учете на основании оправдательных документов.
Финансовая документация закрепляет финансовую стратегию организации, документирует финансово-хозяйственную деятельность и взаимоотношения с органами государственной власти и персоналом в сфере финансовой и хозяйственной деятельности и является письменным доказательством действительного осуществления финансово– хозяйственных операций или права на их совершение. Эти документы обеспечивают формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовой деятельности организации; обеспечивают контроль за наличием и движением материальных средств, трудовых и финансовых ресурсов и, в конечном итоге, являются основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета.
Финансовые документы, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации, классифицируются по следующим признакам.
1. По назначению:
• распорядительные – документы, содержащие разрешение на совершение определенной хозяйственной операции;
• оправдательные – документы, содержащие информацию об исполнении распоряжения;
• бухгалтерского оформления – документы, служащие для оформления бухгалтерских записей с целью дальнейшего использования в учетном процессе;
• комбинированные – документы, сочетающие в себе признаки распорядительных, исполнительных и документов бухгалтерского оформления.
2. По содержанию хозяйственных операций:
• материальные – документы, служащие для оформления операций по движению товарно-материальных ценностей;
• денежные – документы, предназначенные для оформления операций с наличными и безналичными денежными средствами организации;
• расчетные – документы, используемые для оформления расчетных взаимоотношений организации со своими контрагентами по финансовым обязательствам.
3. По объему отраженных операций:
• первичные – документы, содержащие информацию об одной хозяйственной операции (приходные и расходные кассовые ордера);
• сводные – документы, предназначенные для обобщения информации обо всей совокупности однотипных хозяйственных операций за определенный промежуток времени.
4. По способу использования:
• разовые – документы, используемые для оформления однократной хозяйственной операции;
• накопительные – используемые для многократного совершения одноразовых хозяйственных операций.
5. По числу учитываемых позиций:
• однострочные – документы, содержащие одну учетную позицию;
• многострочные – документы, содержащие две и более учетные позиции.
6. По месту составления:
• внутренние – документы, составленные в организации, для оформления внутренних хозяйственных операций;
• внешние – документы, поступающие от сторонних организаций и отражающие взаимоотношения организации со своими контрагентами.
7. По способу заполнения:
• заполняемые вручную;
• заполняемые при помощи средств вычислительной техники.
Кроме того, все финансовые документы в организации группируются в три группы:
1) организационно-распорядительные документы – документы, отражающие вопросы общего руководства организацией и ее производственно – эксплуатационной деятельностью;
2) финансово-расчетные документы – документы, способствующие рациональному использованию денежных средств и обобщающие информацию о финансовом состоянии организации и расчетах с другими участниками рыночных отношений;
3) документы по снабжению и сбыту – материальные документы.
Правила оформления финансовых документов, составляемых в большинстве случаев по трафаретным формам, регламентируют унифицированные системы банковской, финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации. Образцы финансовых документов и в данном пособии не приводятся.