Тематика контрольных работ

Вариант № 1 (А, У, Б)

1. Как объясняют современные ученые происхождение славянского этноса и территории прародины славян? Укажите основных участников научной дискуссии и их аргументы.

2. Охарактеризуйте культурные явления, происходившие в России в XV – XVI вв. Почему этот период называют «русским предвозрождением»? 

3. Объясните значение термина «восточный вопрос». Когда и в связи с какими событиями он возник? Назовите основные этапы развития и результаты решения проблемы.

4. Укажите основные силы, принявшие участие в Гражданской войне в России, проанализируйте их программы и причины победы в войне. 

5. Оцените роль княгини Ольги в укреплении древнерусского государства. Как вы объясните характеристики, данные ей после смерти? Простой народ называл ее хитрой, церковь – святой, потомки – мудрой.

Вариант № 2 (М, Е, Я)

1. Охарактеризуйте основные занятия и черты хозяйства восточных славян в VI – IX вв. Какие географические и политические факторы определяли экономическое развитие восточнославянских племенных союзов?

2. Рассмотрите объединение русских земель во второй половине XV – первой половине XVI в. Какие изменения в организации государственного устройства свидетельствуют о начавшемся процессе централизации? 

3. С именем какого правителя связана политика «просвещенного абсолютизма» в России? Какие идеи Эпохи Просвещения отразились в государственных реформах этого монарха?

4. Укажите основные причины введения политики «военного коммунизма». В чем заключалась специфика мероприятий, проводимых Советской властью в данный период времени? 

5. Назовите и охарактеризуйте основные направления деятельности Андрея Боголюбского. Почему он получил такое прозвание? Какова его роль в возвышении Северо-Восточной Руси?

Вариант № 3 (Г, Д, Ч)

1. Перечислите основные причины создания государственности в Киевской Руси. Назовите основные центры государствообразования. Почему понятие «норманская теория» в современной науке считается устаревшим?

2. Охарактеризуйте основные формы землевладения в Московском государстве. В чем значение поместного землевладения для политического и экономического развития России?

3. Рассмотрите основные государственные проекты М.М. Сперанского. Оцените его вклад в развитие идей российского либерализма.

4. Объясните значение термина «диссидентство». Назовите основные направления и представителей этого течения в советском обществе в 1960-х – 1980-х гг. Что их объединяло? Какое значение имело это явление?

5. Софью Палеолог называют одной из выдающихся женщин русской истории. Какие факты из ее жизни и деятельности подтверждают данное высказывание? Приведите аргументы.

Вариант № 4 (Щ, К, Э)

1. Назовите и охарактеризуйте основные направления внутренней и внешней политики первых русских князей. Чем была вызвана политическая активность именно в этих направлениях?

2. Проследите трансформацию сословно-представительной монархии в самодержавную (от Ивана III до Алексея Михайловича). Можно ли считать, что процессы политической модернизации в России проходили параллельно с европейской? Свою позицию аргументируйте.

3. Раскройте основные положения сословной политики Петра I. Согласны ли вы с утверждением, что при Петре I все сословия русского общества были закрепощены государством? Приведите аргументы, доказывающие вашу точку зрения.

4. Рассмотрите основные элементы новой экономической политики. В чем заключались причины свертывания нэпа? Покажите разногласия внутри правящей партии по поводу осуществления политики нэпа. 

5. Какая династия взошла на российский престол в 1613 г.? Почему Земский Собор остановил свой выбор на этом правителе? Какие задачи пришлось ему решать, находясь у власти? Успешна ли была его политика? 

Вариант № 5 (П, Ж)

1. Объясните, в чем заключалось значение принятие христианства князем Владимиром. Как современные ученые объясняют, почему была выбрана именно эта вера, и какими путями она распространялась в Киевской Руси?

2. Согласны ли Вы с утверждением, что «история России – это история колонизации»? Покажите экономические, политические, социальные и культурные предпосылки и последствия роста границ российского государства в XII – XIX вв.

3. Можно ли утверждать, что в начале XX в. в России сложилась парламентарная монархия? Приведите аргументы, доказывающие вашу точку зрения.

4. Назовите и раскройте основные черты советского тоталитарного общества 1930-х годов: политические, экономические, духовные. 

5. Выберите одного представителя из «гнезда Петрова». Охарактеризуйте его деятельность и оцените вклад в русскую историю.

Вариант № 6 (Р, З)

1. Назовите и охарактеризуйте основные категории населения Древней Руси по «Русской Правде». Какую роль сыграл данный законодательный памятник в российской истории?

2. Раскройте основные причины и этапы «Смутного времени» в России. Назовите героев и антигероев «Смуты» и охарактеризуйте одного их них на ваш выбор?

3. Рассмотрите причины «дворцовых переворотов», укажите особенности этой эпохи и ее результаты. 

4. Охарактеризуйте понятие «холодная война». Укажите ее хронологические рамки, выделите основные этапы и рассмотрите ее ключевые моменты. 

5. Укажите, кто из представителей царского рода Романовых в XIX  в. широко занимался благотворительностью? Перечислите основные направления ее деятельности и проследите дальнейшую судьбу основанных ею учреждений.

 Вариант № 7 (С, Ш, Т)

1. Охарактеризуйте понятие «феодальная раздробленность». Укажите основные причины этого явления и особенности развития основных русских земель в этот период. Почему период раздробленности был временем экономического подъема древнерусских городов?

2. Охарактеризуйте исторические условия и значение принятия «Соборного Уложения». Какова была роль этого документа в российской истории?

3. Какие альтернативы развития существовали в российском обществе в 1917 г.? Назовите их и объясните, почему они не реализовались?

4. Что послужило причиной внутрипартийной борьбы в 1920-е гг. в Советской России? Назовите основные этапы и результаты.

5. Назовите первого русского ученого, добившегося успеха во многих отраслях науки и искусства. С какими трудностями пришлось ему столкнуться на жизненном пути? Каков его вклад в развитие отечественной культуры и науки?

Вариант № 8 (Х, И, Н)

1. Перечислите и охарактеризуйте основные причины возвышения Московского княжества. Укажите не менее 2-х других центров, претендовавших на роль объединителя  русских земель в это же время. Почему их усилия не увенчались успехом?

2. Назовите причины и последствия городских восстаний XVII в. Охарактеризуйте одно из них на ваш выбор. 

3. Охарактеризуйте реформы Александра II. Какое значение они сыграли в российской истории?   

4. Рассмотрите основные направления деятельности Н.С. Хрущева. Почему его политику некоторые исследователи считают волюнтаристской? 

5. Чем знаменит А.В. Суворов? Назовите основные военные победы полководца. За какие заслуги он получил титул «генералиссимуса»? 

Вариант № 9 (Ф, В, Л)

1. Какое влияние на развитие русских земель оказало ордынское нашествие? В чем выразилась система «ига»? Охарактеризуйте дискуссионные вопросы и научные разногласия. 

2. Почему церковная реформа патриарха Никона привела к социальному, политическому и культурному расколу в русском обществе? Покажите позицию власти по отношению к этой реформе и её последствиям.

3. Почему Николай I в своем правлении сделал ставку на российское чиновничество? Какие изменения произошли в связи с этим в обществе и оцените результаты его деятельности.

4. Объясните значение термина «застой общества». Укажите его хронологические рамки и основные события, происходившие в Советском Союзе в данное время.

5. Оцените вклад П.А. Столыпина в русскую историю. Назовите его главные преобразования и дайте оценку его реформ.

Вариант № 10 (О, Ц, Ю)

1. Охарактеризуйте основные направления деятельности Ивана Грозного. Выделите этапы и подведите итоги его правления. 

2. Рассмотрите внешнюю политику Петра I. Охарактеризуйте каждое из направлений.

3. Перечислите основные течения русской общественной мысли в XIX в. и охарактеризуйте одно из них. Назовите основные идеи и представителей.

4. Назовите причины, этапы и результаты перестройки в СССР. 

5. Что вы знаете о А.М. Коллонтай? Выделите этапы ее жизненного пути. Какие необычные для своего времени идеи она высказывала? Какую роль сыграла А.М. Коллонтай в укреплении международного положения СССР?


Последнее изменение: Воскресенье, 23 июля 2017, 19:10