Тема № 8. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XIX В.

Ролевая игра-диспут

Цель: проанализировать взгляды основных представителей об-щественно-политической мысли России XIX в., сравнить их про-граммы и видение будущего России, определить методы борьбы, выделить поддерживающие их социальные группы. Способствовать развитию толерантности, готовности конструктивно анализировать различные идейные течения и взгляды, формировать у учащихся умение вести дискуссию, вырабатывать активную гражданскую позицию.

Участники: П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, М.М. Сперанский, С.С Уваров, В.Г. Белинский, М.В. Петрашевский, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, П.Я. Чаадаев, И.С. Тургенев, К.Д. Кавелин, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, 

П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, С.Л. Перовская, Н.К. Михайловский, 

Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов.

Введение: Главными вопросами общественной мысли России XIX в. были: каково настоящее и будущее России? по какому пути в своем развитии должна пойти Россия? Давайте рассмотрим взгляды представителей различных общественных течений на дальнейшие пути развития России.

Ход игры: каждый участник в отведенное время излагает кратко и четко свою позицию о будущем России. Он определяет свое отно-шение к самодержавию, крепостному праву, называет приемлемые для него методы и цели борьбы, сословия, которые его поддержива-ют.

Ведущий предлагает обсудить вопросы о причинах и перспек-тивах общественно-политических течений, сложившихся в России в XIX в. Какой вариант был наиболее приемлемым для страны? Поче-му он не удался или удался?

Памятка участнику дискуссии:

1. Перед тем, как изучать взгляды одного из участников обществен-ной жизни, внимательно прочитайте главы по истории обществен-ного движения в учебнике, указанном в разделе «Основная лите-ратура». Иначе Вы не сможете понять суть проблемы.

2. Прежде чем выступать, определите четко свою позицию.

3. Проверьте, правильно ли Вы понимаете суть проблемы.

4. Внимательно выслушайте оппонента, затем излагайте свою точку зрения.

5. Помните, лучшим способом доказательства являются бесспорные факты.

6. Не забывайте, что лучший способ убедить противника - четкая аргументация и безупречная логика.

7. Спорьте честно и искренне, не искажайте мыслей своих оппонен-тов.

8. Говорите ясно, точно, просто, отчетливо и своими словами.

9. Имейте мужество признать правоту оппонента, если Вы оказались не правы.

10. Никогда не навешивайте ярлыков и не допускайте унизитель-ных высказываний, перепалок, высмеивания.

11. Заканчивая свое выступление, подведите итоги и сформулируйте выводы. 

Основная литература:

Фортунатов В.В. История. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. —  Санкт-Петербург:  Питер 2015 г.— С. 224-227.

Доступ:  http://ibooks.ru/product.php?productid=344621

Дополнительная литература:

Кириллов, В. В. История России : учебное пособие для академического бакалавриата / В. В. Кириллов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016.- С. 254-260, 281-291, 304—310, 347-353, 377-379.

Доступ:  https://www.biblio-online.ru/book/2403A02B-BA75-4C85-AD78-982A9E6AAB57

Последнее изменение: Воскресенье, 23 июля 2017, 19:48