Тема 4. Теория денежно-кредитного механизма макроэкономики

              Монетарная, или денежно-кредитная, политика государства — это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита в целях регулирования предложения денежно-кредитных ресурсов для обеспечения неинфляционного  экономического роста

Денежно-кредитная политика осуществляется путем стимулирования кредита и денежной эмиссии либо их ограничением и сдерживанием.

Стимулирующая денежно-кредитная политика (кредитная экспансия) означает увеличение денежного предложения (денежной массы) в целях оживления экономической активности в стране. Она проводится в условиях падения производства и увеличения безработицы путем расширения сферы кредитования и снижения нормы процента для оживления конъюнктуры рынка.

Ограничительная денежно-кредитная политика (кредитная рестрикция) предполагает сокращение объема денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста ВВП в условиях экономического бума, сопровождаемого спекуляциями на рынке ценных бумаг, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В этих случаях центральные банки стремятся предотвратить перегрев экономики с помощью ограничения кредитования, повышения процентной ставки, ограничения эмиссии (выпуска в обращение) платежных средств.

Государство осуществляет денежно-кредитную политику через центральные (эмиссионные) банки. В нашей стране эта функция возложена на Банк России. Он является государственным и обладает значительной степенью самостоятельности в регулировании денежного обращения.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы — общие и селективные.

Общие методы воздействуют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные методы нацелены на регулирование конкретных видов кредита или кредитование отдельных отраслей экономики и крупных Предприятий.

Общими являются следующие методы денежно-кредитной политики.

1. Учетная (дисконтная) политика — один из наиболее старых и испытанных методов кредитного регулирования. Это условия, на которых центральный банк покупает векселя у коммерческих банков. Она относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования стоимости банковских кредитов. В случае когда предприниматель расплачивается с поставщиком не сразу, а через определенный срок, например квартал, для подтверждения отсрочки платежа он обычно выписывает вексель. Поставщик товара может либо ожидать наступления срока его оплаты, либо оплатить им свои денежные обязательства, либо реализовать его коммерческому банку. Покупая вексель, коммерческий банк тем самым осуществляет его учет, но выплачивает продавцу не всю сумму, а лишь часть, удерживая определенный процент (комиссию). Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в центральном банке, при этом последний удерживает в свою пользу также определенный процент, или учетную ставку. Устанавливая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет ее самую низкую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Уменьшение учетной ставки действует в обратном направлении: вызывает рост предоставления ссуд коммерческими банками и оживление инвестиционной активности. В России функцию учетной ставки выполняет ставка рефинансирования ЦБ РФ, по которой осуществляется предоставление прямых кредитов, переучет векселей, ссуды под залог ценных бумаг, организация кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Банка России, составляет лишь незначительную часть привлекаемых ими средств. Поэтому изменение учетной ставки центрального банка стоит рассматривать скорее как индикатор общеэкономической ситуации в стране, информирующий экономических агентов о направлении изменения инфляционной ситуации.

2. Операции на открытом рынке — продажа или покупка центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (государственных казначейских обязательств, а также облигаций промышленных компаний и банков и учитываемых центральным банком коммерческих векселей). Этот метод стал активно использоваться после Второй мировой войны, когда центральные банки стран в значительной мере переориентировались на косвенные методы регулирования экономики. При покупке ценных бумаг увеличивается, а при их продаже уменьшается объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что обусловливает изменение стоимости кредита, а значит, и спроса на деньги.

Операции на открытом рынке различаются по следующим критериям:

1) условия сделки — купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей (операции РЕПО);

2) объекты сделок — операции с государственными или частными бумагами;

3) срочность сделки — краткосрочные операции с ценными бумагами (до трех месяцев) и долгосрочные (от года и более);

4) сфера проведения операций охватывает только банковский сектор или включает в себя и небанковский сектор рынка ценных бумаг;

5) способы установления ставок определяются центральным банком или рынком.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа ЦБ РФ государственных ценных бумаг, обладавших вплоть до финансового кризиса в августе 1998 г. высокой ликвидностью и высокой степенью доходности. Коммерческие банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

3. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков — это метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые он был применен в США в 1933 г. Коммерческие банки обязаны часть своих депозитов хранить в центральном банке в виде обязательных резервов как гарантию выполнения своих обязательств перед клиентами. Их доля (норма обязательного резервирования) устанавливается законодательно Центробанком. Данный метод способствует укреплению банковской ликвидности, т.е. способности банков выполнять свои обязательства перед клиентами. В то же время эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменение нормы обязательных резервов определяет величину денежного мультипликатора, характеризующего кратность прирастания предложения денег в результате увеличения денежной базы. Чем выше норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций, что ведет к сокращению денежной массы. И наоборот, снижение нормы обязательного резервирования имеет своим следствием увеличение возможности кредитования коммерческими банками и рост денежного предложения. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежной массы и на инвестиционную активность.

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте

Селективные методы денежно-кредитной политики, в частности, включают:

1) контроль по отдельным видам кредитов (кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских кредитов, ипотечного кредитования), осуществляемый, как правило, в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство ставит своей задачей перераспределение их в пользу определенных отраслей или ограничение общего объема потребительского спроса;

2) регулирование риска и ликвидности банковских операций в основном путем установления соотношения выданных кредитов с суммой собственных средств банка.

В качестве приоритетных направлений государственной поддержки денежно-кредитной политики в России можно выделить:

• стимулирование внешнеэкономической деятельности;

• инвестиционные проекты в развитие передовых технологий и отраслей промышленности, прежде всего в экспортное производство и импортозамещение;

• обеспечение реструктуризации и повышения эффективности сельского хозяйства;

• ипотечное кредитование жилищного строительства.

Одновременно ЦБ РФ предполагает определить структурные приоритеты промышленности и региональной политики, создать систему финансовых стимулов развития реального сектора экономики, включая государственные гарантии по кредитам.

Современная экономика является денежной экономикой, поскольку все экономические операции проводятся при участии грошей.
Деньгами называется - совокупность финансовых активов, которые используются для проведения расчетов при осуществлении операций.
Современные платежные средства выпускаются центральным и коммерческими банками и представлены двумя видами денег: символическими и кредитными.
Символические или декретные деньги - средства обмена, которые являются формами долговых обязательств государства и не имеют собственной ценности (наличные деньги). Монопольное право эмиссии наличных денег закреплено за центральным банком и подчинено определенным требованиям: государственная гарантия обращения, способность поддерживать стабильность их покупательной способности и тому подобное.
Покупательная способность денег - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за денежную единицу.
Кредитные или депозитные деньги - средства обмена, которые являются долговыми обязательствами депозитных институтов (безналичные деньги). Стоимость депозитных денег определяется их покупательной способностью. Депозиты - это денежные средства, вложенные в коммерческие банки в наличной или безналичной форме для хранения на определенных условиях.
Государственное регулирование рынка денег осуществляет центральный банк с помощью денежно-кредитной политики. Проведение денежно-кредитной политики предполагает связь между инструментами этой политики и ее целями. Цели делят на конечные (экономический рост, полная занятость, стабильность цен) и промежуточные (процентная ставка, денежная масса, валютный курс).
Рассмотрим варианты денежно-кредитной политики.
Гибкая денежно-кредитная политика - политика центрального банка, при которой промежуточной целью является фиксация процентных ставок на определенном уровне.
Предложение денег в модели денежного рынка в этом случае характеризуется горизонтальной кривою.
По гибкой денежно-кредитной политики повышения спроса на деньги сопровождается ростом их предложения. И наоборот, сокращение спроса ведет к уменьшению предложения денег, поскольку центральный банк регулирует предложение денег таким образом, чтобы поддержать процентную ставку на фиксированном уровне.
Жесткая денежно-кредитная политика направлена ​​на фиксацию или поддержание стабильного объема денежной массы в экономике.
В модели денежного рынка ей соответствует вертикальная кривая предложения грошей.
Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит от причин изменения спроса на деньги. Если рост спроса на деньги связан с инфляционным ростом цен, то лучшей будет жесткая денежно-кредитная политика, которая сдерживает рост денежной массы. Если изменение спроса на деньги вызвана нестабильной скоростью обращения денег, то для стабилизации денежного рынка предложение денег должна изменяться обратно к изменениям скорости обращения денег - гибкая денежно-кредитная политика.
Политика, направленная на ограничение предложения денег и сдерживания инфляционного давления в экономике, называется сдерживающей политики, или политики дорогой денег. Стимулирующая, или политика дешевых денег - это политика, направленная на увеличение предложения денег для стимулирования совокупных расходов и занятости.
В долгосрочном периоде эффективность денежно-кредитной политики определяется ее способностью поддерживать устойчивый экономический рост при стабильных ценах и полной занятости. Чтобы сделать эту политику последовательной, экономисты предлагают придерживаться определенных правил. Эти правила основываются на определенных номинальных показателях: предложения денег, номинальному ВВП, уровню цин.
Сторонники монетаризма считают, что денежно-кредитная политика должна быть подчинена монетарному правилу - в экономике должно поддерживаться постоянство темпов роста предложения денег в соответствии темпам роста ВВП. Но монетарное правило не учитывает изменчивости скорости обращения денег и чувствительности спроса к изменению процентной ставки.
Альтернативным правилом денежно-кредитной политики является поддержание стабильного уровня цен - регулирование количества денег в обращении. Предложение денег должна расти, когда уровень цен снижается, и наоборот, предложение денег должно уменьшаться, когда цены начинают повышаться. Но такая политика сопровождается значительным падением реального выпуска в экономике, если цены растут вследствие шоков пропозиции.
Хотя предложенные правила позволяют проводить последовательную денежно-экономическую политику, ни одно из них не является доскональным.
Предложение денег регулируется центральным банком с помощью инструментов прямого и косвенного воздействия. К прямым инструментов денежно-кредитной политики относятся: лимиты кредитования для отдельных банков; прямое регулирование процентной ставки; лимиты на объем кредитов. К косвенным инструментам относятся: операции на рынке ценных бумаг, изменение учетной процентной ставки, изменение требований к уровню обязательных резервив.
Прямые инструменты денежно-кредитной политики используются в развивающихся странах, инструменты косвенного регулирования - в индустриально развитых краинах.
Инструменты прямого воздействия эффективны в краткосрочном плане, как средство предотвращения кредитной эмиссии. Применение косвенных инструментов дает возможность банкам свободно распределять кредиты соответствии с рыночной ситуацией. Косвенные инструменты денежно-кредитной политики корректируют размер денежной массы, влияя или на денежную базу, или денежный мультипликатор.
Операции на открытом рынке - это покупка центральным банком государственных ценных бумаг на финансовых рынках и продажу их коммерческим банкам, фирмам и населению. Покупка ценных бумаг увеличивает предложение денег за счет увеличения резервов коммерческих банков. Созданные банковские резервы составляют основу дальнейшей кредитной мультипликации денег. Продажа ценных бумаг изымает ликвидные средства из экономики. Операции на открытом рынке бывают динамическими и защитными.
Динамические операции направлены на изменение банковских резервов с целью влияния на развитие экономической системы. Защитные операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов, динамике денежного мультипликатора.
Использование операций на открытом рынке ценных бумаг имеет следующие преимущества по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики:
- Инициатива по проведению операций принадлежит центральному банку;
- Обеспечивают центральному банку гибкость объемов и времени вмешательства в денежный рынок;
- Коммерческие банки осуществляют сделки с ценными бумагами добровольно.
Поэтому операции на открытом рынке являются основным инструментом денежно-кредитной политики.
Учетная процентная ставка - это ставка процента, под которую центральный банк кредитует коммерческие банки. Рынок, на котором центральный банк предоставляет ссуды коммерческими банкам, называется «дисконтное окно». Займы центрального банка играют защитную роль - предоставляются для поддержки обязательных резервов коммерческих банков и поддержки ликвидности банков в условиях кризи.
При получении коммерческими банками заемных резервов в центральном банке растет денежная база. Центральный банк контролирует ее через учетную процентную ставку.
Последствия изменения учетных ставок неопределенные для финансово-экономической системы, поскольку центральный банк не может точно предсказать объем кредитов, которые примут коммерческие банки.
Резервные требования влияют на способность коммерческих банков изменять предложение денег двумя путями: 1) изменяя объем избыточных резервов коммерческих банков, 2) изменяя размер денежного мультипликатора. Уменьшение резервных требований переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает возможность банков создавать новые деньги. Время при уменьшении резервных требований происходит рост денежного мультипликатора. Обязательные резервы не дают прибыли, поэтому их сокращение позволяет банкам повысить процентную ставку по депозитам, а также привлекать дополнительные депозиты. Это все приводит к увеличению предложения денег в экономике. И наоборот, увеличение резервных требований сокращает предложение денег за счет уменьшения денежного мультипликатора и сокращения избыточных резервов.
Благодаря многосторонней действия, норма обязательных резервов является мощным средством воздействия на предложение денег. Но частая смена нормы обязательного резервирования требует от коммерческих банков поддерживать значительный уровень избыточных резервов, чтобы иметь возможность в любой момент выполнить повышенные резервные требования. Поэтому резервные требования не используются для текущего контроля за размером денежной массы в экономике. Они являются инструментом долгосрочного действия.
Каналы, через которые изменения в предложении денег влияют на реальный сектор: экономики, называются передаточный механизм денежно-кредитной политики.
В кейнсианской модели механизм денежной трансмиссии действует через принятие предпринимательских решений относительно инвестиционных расходов, а основным звеном является влияние процентных ставок на инвестиции. Рост предложения денег (М) уменьшает процентные ставки (г), снижая тем самым стоимость капитала и повышая уровень инвестиционных расходов (и). Поскольку экономика не находится в условиях полной занятости ресурсов растет реальный объем производства (Y) при неизменных ценах.

Монетаристский передаточный механизм содержит другие средства воздействия денежно-кредитной политики на изменение уровня экономической активности. Согласно этому подходу, рост предложения денег (М) непосредственно повышает совокупный спрос (АD) и таким образом влияет на рост номинального объема производства (Р * Y). Поскольку экономика находится в условиях полной занятости ресурсов (Y = Y *), рост номинального объема производства происходит за счет повышения уровня цен (Р).
Современное понимание механизма денежной трансмиссии содержит широкий диапазон каналов воздействия денежно-кредитной политики на экономическую систему. Важнейшие из них: эффект процентных ставок, эффект валютного курса, эффект богатства.
Эффект процентных ставок. Изменение процентных ставок влияет на все плановые компоненты расходов, как инвестиционные (инвестиции фирм, инвестиции в жилищное строительство), так и Неинвестиционные (покупка в кредит потребительских товаров длительного пользования, государственные закупки). Увеличение этих расходов приводит к повышению инвестиционного и потребительского спроса и, следовательно, к росту совокупного спроса и совокупного предложения в економици.
Эффект валютного курса. Изменение предложения денег и процентных ставок влияют на динамику обменного курса национальной валюты. Рост предложения денег и соответствующее падение процентных ставок уменьшают спрос на национальные деньги. В результате происходит падение их валютного курса. Снижение валютного курса способствует росту экспорта и уменьшению импорта, что увеличивает спрос со стороны чистого экспорта и стимулирует, рост объема производства.
Эффект богатства. Этот эффект связан с влиянием процентной ставки на цену акций и облигаций. Уменьшение ставки процента увеличивает стоимость ценных бумаг. Следствием этого являются:
а) рост богатства владельцев ценных бумаг, что повышает автономное потребление;
б) рост стоимости акций облегчает фирмам финансирования инвестиционных проектов.
В конечном итоге рост потребительского и инвестиционного спроса приводит к росту реального объема производства.

Последнее изменение: Воскресенье, 11 октября 2015, 02:12