Зарубежный опыт экологического налогообложения

 

Одной из важнейших проблем современности является проблема загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов и прочих результатов деятельности человека, что вызывает постоянно растущее в обществе беспокойство за последствия, которые становятся все более значительными. Это вызвало необходимость создания новых инструментов решения проблемы и их развитие во всех сферах жизни общества, в том числе и в экономической.

В частности, это касается налоговых систем, в которые вносились изменения уже начиная с конца 80-х годов прошлого века, когда впервые была официально подтверждена необходимость введения так называемых экологических налогов по принципу «платит загрязнитель». Уже в начале 90-х годов ряд европейских стран включил в свои налоговые системы налоговые платежи на выбросы вредных веществ.

Сейчас в разных странах экологические налоги представляют собой совокупность определенных налоговых платежей зачастую схожих по своей природе и в зависимости от цели делятся на несколько групп:

1.    Сборы, направленные на покрытие государственных расходов на природоохранную деятельность (cost-covering charges).

2.    Стимулирующие сборы (incentive charges). Они направлены на стимулирование налогоплательщиков совершенствовать свою деятельность для минимизации наносимого окружающей среде ущерба.

3.    Налоги, направленные исключительно на увеличение государственных доходов (fiscal environmental taxes).[1]

В зависимости от сферы применения такие налоги делятся на энергетические (energy taxes), транспортные (transport taxes), на выбросы загрязняющих веществ (taxes on pollution) и на неэнергетические природные ресурсы (taxes on non-energy natural resources). В системах экологического налогообложения большинства стран можно встретить примеры налогов и сборов, относящихся ко всех вышеуказанным группам.

Примером страны, которая активно разрабатывает национальное законодательство в этой области, может служить Великобритания. В качестве основных инструментов природоохранной политики в сфере налогообложения можно выделить несколько особо важных налогов: к ним относятся сбор за изменение климата (climate change levy), налог на захоронение отходов (landfill tax), общий совокупный налог (aggregate levy)[2]. Рассмотрим их подробнее.

Сбор за изменение климата может оплачиваться двумя способами: по основным установленным законодательством ставкам и по тарифам платежа за использование углеводородного сырья (carbon price support). В первом случае объектами налогообложения являются электричество и газ (в киловатт-часах – кВтч) в том числе сжиженный попутный газ (liquefied petroleum gas), а также разные виды твердого топлива – бурый уголь, кокс и прочие (в килограммах – кг). При этом возможна уплата сбора как по основным ставкам, так и по льготным. Налогоплательщик использует основные ставки в том случае, если ведет бизнес в следующих секторах: промышленный, коммерческий, сельскохозяйственный, а также в оказании общественных услуг.

Льготные ставки могут быть использованы в том случае, если, например, его производство потребляет малое количество энергии, использует бытовое энергосбережение или является благотворительной организацией, занимающейся некоммерческой деятельностью. Вдобавок к этому, организация может применять пониженные ставки сбора, если использует энергоемкое производство и участвует в соглашении об изменение климата (Climate change agreement) с Агентством по охране окружающей среды.

Кроме льготного налогообложения предусмотрено также полное освобождение для организаций, использующих электричество, газ и твердое топливо, если выполняется одно или несколько из следующих условий:

1)   данные источники энергии не будут использованы на территории Великобритании;

2)   они используются в определенных процессах производства тепла и электроэнергии (combined heat and power), зарегистрированные в рамках программы обеспечения качества (combined heat and power quality assurance);

3)   они используются в целях производства электроэнергии на электростанциях мощностью от 2 МВт;

4)   используются в качестве топлива для определенных видов транспорта.

Второй вид сбора за изменение климата представляет собой плату за выбросы при использовании углеводородного сырья (carbon price support) используется для владельцев электростанций или теплоэлектростанций. Данный вид сбора предусматривает стимулирование производителей электроэнергии таким образом менять свой процесс производства, чтобы снизить количество выбрасываемых парниковых газов.

Общий объем поступлений от данного вида сбора представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 – Объем поступлений от сбора за изменение климата

Великобритании за период 2015-2018 гг (млн £)

Год

Сбор за изменение климата

Сбор за использование углеродов

Всего

2015

509

1 182

1 690

2016

782

1 044

1 828

2017

911

973

1 885

2018

974

926

1 898

 

Налог за захоронение отходов взимается, когда отходы утилизируются на площадках, имеющих специальное экологическое разрешение или лицензию соответствующих природоохранных органов.

Объектом налогообложения являются отходы, которые подразделяются на две группы: инертные (inactive/inert waste) и активные (active waste). Инертными признаются те отходы, которые не являются ни химически, ни биологически активными и не разлагаются (например, песок, щебень, бетон). Это имеет особо важное значение, поскольку инертные отходы, как правило, требуют более низких сборов за удаление, чем биоразлагаемые или опасные отходы. В связи с этим применяются две ставки данного налога – основные и пониженные (таблица 2).

Таблица 2 – Ставки налога за захоронение отходов в Великобритании

Вид ставки

2018 (с 01.04.2018)

2019 (с 01.04.2019)

Основная (£ за тонну)

88,95

91,35

Пониженная (£ за тонну)

2,80

2,90

 

Налогоплательщиками являются владельцы свалок, которые имеют или должны иметь разрешение на утилизацию (с 01.04.2018 налогом облагаются также те площадки, которые не являются окончательно санкционированными). Кроме пониженных ставок также существуют операции по утилизации материала, которые не облагаются вовсе: это касается деятельности по добыче полезных ископаемых, организации кладбищ для животных использования неактивных отходов для заполнения карьеров и прочей установленной законодательством деятельности.

Изначально налог вводился с целью снижения количества производимых отходов и стимулирования разработки более экологически чистых способов утилизации, а также использования повторной переработки. За последние годы количество отходов существенно снизилось и продолжает снижаться – это касается как облагаемых, так и необлагаемых объектов[3].

Совокупный налог был введен ради снижения спроса на песок, камень, гравий и щебень путем увеличения их цены, и как следствие – стимулирования использования вторичных переработанных материалов. Объектом обложения являются камень, гравий или песок, вместе с любыми веществами, включенными в их состав или естественным образом смешанными с ними, включая всевозможные каменные отходы, обрезки и некондиционные материалы.

Ставка налога составляет £2 за тонну материала. Налоговые льготы могут быть применены в случае, если эти материалы экспортируются или же используются в некоторых промышленных или сельскохозяйственных операциях. А полное освобождение от налога можно получить в том, случае, если используемые объекты имеют в своем составе определенную долю или же полностью состоят из веществ, установленных специальными нормативными документами2.

Довольно действенным оказалось и налоговое законодательство в области транспорта: сниженные ставки налога на регистрацию автомобилей с низкими показателями выбросов углекислого газа и сниженные пошлины на дизельное топливо определенно оказали нужное влияние. За последние 10 лет количество зарегистрированных автомобилей с дизельным двигателем увеличилось в пять раз в то время, как потребление бензина сократилось на 46% – как следствие снизилось количество выбросов CO2 в атмосферу.

Иными словами, все выше перечисленные налоги выполняет не только фискальную, но и стимулирующую функцию – комплексный подход к использованию налоговых инструментов для защиты окружающей среды в Великобритании весьма эффективен.

Также интересную систему экологического налогообложения можно наблюдать в Канаде, где система налогового экологического законодательства делится на федеральную и региональную.

Наиболее сложную систему имеет система топливного налогообложения (fuel consumption taxes). Ее регулирование осуществляется сразу на трех уровнях: федеральном, региональном и местном – уплата налога гражданами зависит от их места жительства. Существует три вида налогов на топливо – фиксированный налог (fixed tax), налог с продаж (sales tax) и налог на углероды (carbon tax)[4].

Фиксированный налог представляет собой акцизный налог, взимаемый по единой ставке 10 центов за литр бензина (действует с 1995 года) и 4 центов за литр дизеля (действует с 1987 года). Мазут, природный газ и пропан освобождены от этого налога.

Правительства провинций также собирают налоги на бензин, и они значительно различаются в зависимости от провинции. Наконец, три муниципалитета в Канаде (Ванкувер, Виктория и Монреаль) также применяют налоги на бензин.

Налог с продаж основан на проценте от розничной цены. Федеральный налог взимается с сырой нефти, расходов на переработку и маркетинг и маржи, федерального акцизного налога и провинциальных дорожных налогов. Ставки налога представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Ставки регионального налога с продаж на топливо в Канаде

Провинция

Бензин

Дизель

Пропан

Мазут и

природный газ

Онтарио

13%

13%

13%

13%

Квебек

9.975%

9.975%

9.975%

9.975%

Новая Шотландия, Ньюфаундленд и Лабрадор, Нью-Брансуик

15%

15%

15%

5%

 

Углеродные налоги предполагает обложение налогом в зависимости от содержания углерода в используемом топливе и влияют на ценообразование. Провинциям и территориям Канады разрешено регулировать систему цен, в том числе при помощи данного налога, в зависимости от их внутренних региональных потребностей.

В случае отсутствия провинциальной системы федеральный Закон о ценах на выбросы парниковых газов (GHGPPA) вводит регулирующий сбор, который применяется только к провинциям и территориям, чья система ценообразования на углерод не соответствует федеральным требованиям.

В некоторых провинциях Канады также присутствует налог на захоронение отходов – он может быть составным или фиксированным. Например, в Квебеке провинциальный сбор за захоронение отходов включает в себя основную часть сбора и так называемый временный сбор, который устанавливается на определенный период и который направляется на развитие инфраструктуры переработки органических отходов, а в Манитобе взимается только фиксированный сбор.

Разветвленную систему экологических налогов также имеет Япония. Необходимость компенсации производителями-загрязнителями наносимого вреда окружающей среде была закреплена на законодательном уровне еще в 1970 г в законе «О борьбе с загрязнением атмосферного воздуха».

Платежи за загрязнение водоемов, которые представляют собой не налоги и сборы, а штрафы, размер которых будет зависеть от степени загрязнения. В Японии также существует плата за загрязнение воздуха и за шумовое загрязнение, и предусмотрены специальные надбавки к налогам за опасные производства и товары, платежи за выбросы сверх установленных норм двуокиси серы.

К экологическим налогам в данной стране также относятся энергетические налоги, к числу которых относятся налоги на бензин (Gasoline Tax) и местный налог на бензин (Local Gasoline Tax), на нефть, нефтепродукты и газ (Oil and Gas Tax), на дизельное топливо (Diesel Oil Delivery Tax), на авиатопливо (Aviation Fuel Tax), на керосин и уголь (Petroleum and Coal Tax) и в качестве дополнительного платежа, учитывающего выбросы CO2 налог на изменение климата (Tax for Climate Change Mitigation), введенный с 2012 года и налог на электроэнергию (Electric Power Development Promotion Tax)[5]. При этом в 2011 году был введен закон о возобновляемых источниках энергии с целью стимулирования потребителей использовать энергию, получаемую из возобновляемых источников, а в 2012 году были введены специальные налоговые льготы для налога на энергоносители.

Еще одной группой экологических налогов являются транспортные налоги. К таким относятся:

·  налог на объём выхлопа (Automobile Tax), которым облагается определенный объем выбросов в год, исходя из характеристик автомобиля;

·  налог на вес автомобиля (Motor Vehicle Weight Tax), которым облагается автотранспорт исходя из его веса, а также назначения (для частного использования или для организаций). В рамках этого налога существует налог на легковые автомобили и мотоциклы (Light Vehicle Tax), который регулируется на уровне муниципалитетов. Отнесение автомобиля к той или иной категории по данному налогу происходит при постановке на учет;

·  налог на приобретение автомобиля (Automobile Acquisition Tax), который взимается в процентах от стоимости приобретения и в зависимости от назначения.

Все экологические налоги относятся к группе налогов на потребление (Consumption taxes), общий объем поступлений от них составляет около одной трети налоговых поступлений. В таблице 10 приведен объем поступлений по некоторым налогам, данные по которым предоставлены Министерством финансов Японии[6].

Зарубежная практика применения экологических налогов доказывает, что в большинстве стран, несмотря на специфику их территорий, в своих системах экологического налогообложения используют несколько общих направлений налогообложения: налоги на использование углеродов, налоги на изменение климата (к ним же относятся налоги на выбросы парниковых газов), топливные налоги, энергетические, транспортные и другие. Дальнейшее изучение механизма совершенствования действия этих систем позволит в будущем развивать более эффективную общую систему экологического налогообложения не только в отдельных странах, но и во всем мире.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Совершенствование экологических платежей в Российской Федерации
Назаров М.А., Лошкарева И.Э.
Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014.  1 (111). С. 68-73.

2. Issues of financial assurance of economy greening in the regions
Shekhova N.V., Kireeva E.E., Nazarov M.A., Peskova D.R., Gusakova E.P., Dorozhkin V.E.
International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 15. С. 8211-8227.

3. Environmental Taxes ECOSMES. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ecosmes.net/cm/navContents?l=EN&navID=ecoTaxes&subNavID=1&pagID=1

4. Environmental taxes, reliefs and schemes for businesses. [Электронный ресурс]  Режим доступа: https://www.gov.uk/green-taxes-and-reliefs 

5. Ministry of Finance Japan. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mof.go.jp/english/sitemap.htm

6. Greening of Whole Tax System and Carbon Tax in Japan. Environment and Economy Division Ministry of the Environment. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.env.go.jp/en/policy/tax/20170130_greening.pdf

7. Fuel Consumption Taxes in Canada. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.nrcan.gc.ca/our-natural-resources/domestic-and-international-markets/transportation-fuel-prices/fuel-consumption-taxes-canada/18885

8. Landfill Tax Bulletin. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gov.uk/government/statistics/landfill-tax-bulletin



[1] Environmental Taxes ECOSMES. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ecosmes.net/cm/navContents?l=EN&navID=ecoTaxes&subNavID=1&pagID=1

[2] Environmental taxes, reliefs and schemes for businesses. [Электронный ресурс]  Режим доступа: https://www.gov.uk/green-taxes-and-reliefs

[3] Landfill Tax Bulletin. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gov.uk/government/statistics/landfill-tax-bulletin

[4] Fuel Consumption Taxes in Canada. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.nrcan.gc.ca/our-natural-resources/domestic-and-international-markets/transportation-fuel-prices/fuel-consumption-taxes-canada/18885

[5] Greening of Whole Tax System and Carbon Tax in Japan. Environment and Economy Division Ministry of the Environment. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.env.go.jp/en/policy/tax/20170130_greening.pdf

[6] Ministry of Finance Japan. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mof.go.jp/english/sitemap.htm


Последнее изменение: Среда, 29 апреля 2020, 13:39