Предприятие и его особенности. Предприятие в рыночной среде
А. Основные положения.
3.1 Предприятие и его разновидности. Промышленное предприятие является основным (первичным) звеном народного хозяйства. Именно здесь происходит соединение рабочей силы со средствами производства, в результате применения определенной технологии создаются материальные ценности. От результатов деятельности предприятий зависят экономическое положение государства, уровень жизни его граждан. Предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законодательством, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Организационно-правовые формы предприятий определяет Гражданский кодекс РФ.
В обрабатывающих отраслях промышленности выделяют:
- завод - в отраслях машиностроения и тяжелой промышленности
- фабрика – преимущественно в легкой промышленности;
- малое предприятие;
- микропредприятие
- научные и проектные организации.
В зависимости от объемов хозяйственного оборота предприятия и численности работающих, заводы могут быть отнесены к малым, средним или крупным. Каждая из этих групп предприятий имеет свои особенности создания и деятельности, устанавливаемые законодательно (Гражданский, Налоговый, Трудовой Кодексы РФ).
Завод (фабрика) - это производственная единица промышленности, предназначенная для изготовления каких-либо изделий или для выполнения определенной стадии производственного процесса. В машиностроительной промышленности сложилось пять основных организационных форм этих предприятий:
- заводы с полным технологическим циклом, в которых осуществляются все стадии производственного процесса - заготовительная, обрабатывающая и сборочная;
- заводы механосборочного типа, работающие на заготовках и полуфабрикатах, получаемых в порядке кооперирования от других предприятий;
- заводы сборочного типа, собирающие изделия из деталей, узлов и агрегатов, изготавливаемых на других специализированных заводах;
- заводы, специализирующиеся только на производстве заготовок (паковок, штамповок, отливок);
- заводы, специализирующиеся на изготовлении отдельных деталей (зубчатых колес, пружин, крепежных деталей, подшипников и т. д.).
Предприятия отличаются друг от друга не только размерами, занимаемой ими территорией, зданиями и сооружениями, располагаемым оборудованием и масштабом производства, но также и степенью специализации. Все цехи и хозяйства, входящие в состав предприятия, могут быть разделены на подразделения основного производства, вспомогательные, обслуживающие хозяйства. К цехам основного производства машиностроительного предприятия относят:
заготовительные (литейные, кузнечные, штамповочные и т. п.);
обрабатывающие (механические, термические, цехи металлопокрытий, окрасочные и т. п.);
сборочные (узловой и обшей сборки с испытательной станцией, сварочно-сборочные).
Цех- это часть предприятия, располагающая административной самостоятельностью, организуемая на основе технологической (например, литейный, кузнечный, термический, сварочный, механический цехи) или предметной (например, цех шасси, моторный, метизный, инструментальный) обособленности какого-либо общего производственного процесса изготовления всей продукции предприятия или образующих ее частей, а также обеспечивающая какие-либо нужды предприятия (ремонтный, инструментальный, модельный цехи).
Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Все перечисленные функции составляют единое целое, они переплетены друг с другом, взаимно проникают друг в друга. Они реализуются с помощью организационных, административных, экономических, социально-психологических методов.
Цифровая трансформация предприятий. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий привело к формированию принципиально новых подходов к проектированию и организации производства, с опорой на широкую цифровизацию всех сторон жизнедеятельности общества. Вместо традиционных концепций массового производства приходит парадигма «Индустрии 4.0» (четвертой промышленной революции), основным содержанием которой является возможность эффективной интеграции различной деловой информации и больших массивов данных при организации гибких производственных систем клиентоориентированного бизнеса. Предприятия при внедрении цифровых методов производства получают данные о своем продукте на всех этапах прохождения его производственного цикла: от проектирования, изготовления, до продажи и утилизации. Цифровизация при надлежащем исполнении обеспечивает необычайную гибкость производства продукции в интересах потребителей, ведет к конкурентоспособности предприятия. При этом предполагается не только широкая автоматизация технологических процессов, но регулярная вовлеченность заказчиков-потребителей в формирование высоких потребительских свойств продукта. В таблице 2.1 представлены наиболее значимые потребительские эффекты, возникающие как вследствие дигитализации предприятий, реализующих клиенто-ориентированные стратегии.
Таблица 2.1
Особенности успешного применения цифровой трансформации предприятий*
№ | Наименование организации | Содержание элементов цифровой трансформации | Положительный/отрицательный эффект цифровой трансформации |
ПАО «Сбербанк», (Россия)
| Создан новый цифровой мессенджер для клиентов банка, чтобы проводить взаимные защищенные коммуникации | Функция «умный поиск» для каждого запроса подбирает максимально подходящие клиенту варианты, учтя местонахождение, предпочтения и «транзакционные данные» | |
| Plazius — маркетплейс для взаимодействия бизнеса и потребителей с помощью цифровых технологий | Устраняет посредников и снижает трансакционные издержки фирм, привлекая новых покупателей благодаря анализу покупок, социальных ролей и статусов, вовлекая в процесс покупки, средний чек клиента увеличивается на 25% | |
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», (Россия)
| Внедрены аддитивные технологии в станкостроении при изготовлении физических объектов методом послойного нанесения материала с помощью 3D-принтеров | Расширена существенно область материального производства с использованием 3D-принтеров. Преимущества в выпуске сложноконфигурированных изделий, высокая точность серифных изделий, снижении веса и материалоемкости без ущерба прочности и надежности | |
Компания Aqual - резидент Сколково (Россия)
| Проект «Умные рыбные фермы» автоматически поддерживает требуемые параметры среды по химсоставу, температуре, насыщения кислородом и азотом и посадочного материала (рыбы). | Благодаря интернету вещей оптимально расходуются ресурсы и корм для рыбы, а также обеспечивая постоянную и равномерную загрузку персонала. По энергоэффективности проект в два-три раза выше обычной, себестоимость продукции ниже на 20 — 30% | |
АО «Кузнецов» (Россия) | Внедряется крупнейшая установка для 3D-печати авиадвигателей | Аддитивные технологии позволяют проектировать и изготавливать детали двигателей размерностью более 2 метров, без отходов | |
Корпорация Сименс (Германия) | В числе других инноваций, фирма разработала концепцию Digital Enterprise Suite (Цифровое производство). Это комплексные решения аппаратного и программного обеспечения для дискретного производства промышленной продукции. | Органичная интеграция и дигитализация производства на протяжении всей цепочки создания добавленной стоимости. В результате предприниматели получают идеальную цифровую копию производственной цепочки – цифрового двойника Digital Twin, сокращение сроков выхода с новой продукцией на рынок. | |
Ростех, Россия | Специализированный центр по внедрению 3D-печати в высокотехнологичных отраслях промышленности. | Ожидаемая выручка этого центра на 2018-2027 годы оценивается в 13,2 млрд. рублей, прибыль от продаж – свыше 3,6 млрд. рублей. |
*Составлено автором на основе систематизации работ специалистов
Данные таблицы показывают множество направлений цифровой трансформации предприятий самых разных видов деятельности, приводящих к организационной эффективности, снижению издержек, установлению гибких связей с потребителями и партнерами, что в итоге обеспечивает для своих инициаторов лучшие конкурентные позиции на рынке. Аддитивное производство перевернет целые отрасли, так как кардинально преобразуются способы проектирования и изготовления самых технологически сложных изделий в угоду разным потребительским предпочтениям. Например, покупатель может заказать современному заводу автомобиль в уникальном исполнении – и получить его практически на следующий день, с применением трехмерной печати из углеволокна. Аналогично при производстве камер сгорания ракетных двигателей время проектирования и изготовления сокращается до нескольких дней вместо прежних нескольких месяцев/лет за счет применения гибридных станков и цифровизации при изготовлении деталей из металлического порошка двух видов.
На цифровом предприятии реальна организация эффективного онлайн-диалога между сторонами производства и потребления, что при прежних концепциях даже не предусматривалась. При дигитализации обнаруживается тесная конвергенция передовых технологий, методов организации производства, коммуникаций, искусственного интеллекта, природо-подобных решений, направленная на порождение волн кардинальных инноваций во многих сферах общественной деятельности, производства благ.
Данная модель позволяет соединить цифровую трансформацию с общей стратегией предприятия, поскольку касается основных бизнес-показателей, принять решение относительно размера и направлений инвестиций в нужном контексте.
Видно, что в итоге осуществляется планирование и реализация намеченных мероприятий в режиме обратной связи в тесной координации с заказчиками, устанавливаются целевые показатели и сроки их достижения. Показатели эффективности производства и снижения затрат, гибкости быстрореагирующего производства и расширения сбытовых каналов увязываются воедино на основе клиенто-ориентированного подхода.