Организация обеспечения основного производства. Основы производственного планирования
А. Основные положения
Производственное планирование преимущественно опирается на бизнес-планы (проекты), которые представляют собой генеральный замысел, общую идею осуществления производственной предпринимательской деятельности, способной принести выгоду в виде прибыли, достичь других желаемых деловых целей. Оформленные проекты производства продукции необходимы обычно для крупных, долговременных предприятий, тогда как для небольших маломасштабных сделок достаточно продумывания замысла и выполнения оценочных расчетов срока окупаемости и достижения точки безубыточности. На основании производственных проектов разрабатываются программы или планы действий, выполнения процедур и технологических процессов.
Современный производственный менеджмент начал использовать для целей планирования производства и сбыта продукции формат бизнес-модели. Цифровая трансформация, "новые технологии позволяют строить модели текущей и будущей деловой ситуации буквально во всех компонентах производственного менеджмента. Получается связное описание потока создания стоимости, когда изменения в одной модели автоматически приводят к изменениям во всех остальных функциональных сферах экономики и управления предприятием. Таким образом, поддерживается не только бизнес-план по определенной продкции, а весь бизнес компании"[1]. Внедрение моделирования открывает совершенно новые горизонты. У фирмы больше не возникает споров о том, кто должен выполнять ту или иную работу, у сотрудников появляется свободное время, но самое главное - вся информация, которая раньше проходила мимо менеджмента по производству, подвергается учету и обработке, и принятию квалифицированных решений. Бизнес-моделирование включает в себя три этапа: организационное моделирование, моделирование бизнес-процессов и количественное моделирование.
Функциональная модель |
Структурная модель |
Организационная модель компании |
Процессная модель |
Ролевая модель |
Этап 1. Что?
|
Производство и реализация товаров и услуг
|
|
| ||||||||||||||
Поставки |
| Производство |
| Сбыт | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | |||||||||
Рис. 5.1. Функциональная модель компании
Материально-техническое обеспечение предприятия. В современных условиях необходимые ресурсы приобретаются предприятием непосредственно у производителей, в оптовой торговле, в том числе на ярмарках, аукционах и у оптовых сбытовых организаций материально-технических ресурсов, а также у других посреднических организаций, бирж, аукционов, торговых домов как в России, так и за рубежом. В условиях открытой экономики отечественные предприятия полностью свободны в выборе внешнеторгового партнера как снабжению, так и по поставкам, а также международной производственной кооперационной деятельности. Для этого нужно изучать конъюнктуру мирового рынка, возможности потенциальных поставщиков, иметь информацию о движении мировых цен на ту или иную продукцию. Исходными данными для составления плана материально-технического обеспечения являются: производственная программа, номенклатура материалов, нормы расхода, планово-расчетные цены и отчетные данные о расходе и остатках материалов на складах.