Организация обеспечения качества продукции и конкурентоспособности предприятия.
А. Основные положения
Система управления качеством на предприятии представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня исполнения продукции. Современный подход к качеству в производстве нацелен на полное удовлетворение требований удовлетворенности клиента, и основанных на этом стратегии поднятия производительности ресурсов, увеличения доли рынка, прибыли и других экономических показателей предприятий. Неслучайно во всем мире учреждены различные премии для оценки и поощрения надежных и добросовестных компаний, добившихся высокого уровня качества своей продукции и обслуживания клиентов:
• Deming Application Prize, Япония, 1951 г.;
• Malkom Baldrige National Quality Award, США, 1987 г.;
• European Quality Award, Европа, 1992 г.
• Российская правительственная премия качества, 1996 г.
Эти награды привлекают интерес представителей всей мировой индустрии благодаря высокой престижности организаций, получивших награду и обладающих признанной полнотой и эффективностью элементов модели оценки качества, выступающих в качества критериев оценки.
Качество является основой конкурентоспособности современных предприятий. Конкурентоспособность является важнейшим обобщающим показателем оценки финансовой, производственно-хозяйственной, организационной деятельности хозяйствующего субъекта, отражающим процессы развития субъекта конкуренции. Целесообразно применение иерархической связки уровней конкурентоспособности:
1. Конкурентоспособность отдельного товара.
2. Конкурентоспособность товаропроизводителя (микроуровень).
3. Конкурентоспособность отрасли (мезоуровень).
4. Конкурентоспособность национальной экономики (макроуровень).
В связи со вступлением во ВТО российским производителям требуется активно повышать свою конкурентоспособность, на внешнем и внутреннем рынках.