Ф.У.Тейлор изучал методы работы до мельчайших деталей, чтобы найти лучший способ выполнения каждой операции. Он полагал, что управление должно отвечать за планирование, отбор и обучение рабочих, определение эффективного способа выполнения каждого вида работ, достижение сотрудничества между руководством и рабочими и разграничение деятельности по управлению производством и самой чисто производственной деятельностью. В 1911 г. вышла его классическая книга «Принципы научного управления».

Для максимального увеличения производительности труда Ф.Тейлор предлагал рациональное использование труда рабочих и средств производства  с соответствующей расстановокой; ведение строго регламента на применение материалов и инструментов; стандартизацию инструментов, рабочих операций; точный учет рабочего времени; исследование трудовых операций путем разложения их на составные элементы и хронометража, установления контроля за каждой операцией и др. В свое время система Тейлора позволила трехкратно повысить производительность труда в условиях как сталелитейных компаниях, так и машиностроительных заводов. Успехи были достигнуты, опираясь на эффективную реализацию функций как управляющего персонала, так и рабочих, стремясь обеспечить более высокий процент выхода продукции, имея более низкую себестоимость, более высокие зарплаты, благоприятная деловая атмосфера и гармония.

Проблему внедрения наиболее совершенных методов работы Тейлор увязывал со стандартизацией инструментов, с учетом особенностей конкретных видов работы. Применительно к оплате труда он сформулировал, например, следующие принципы:

·                   установление расценок должно быть основано на точном знании трудового вклада;

·                   расценки должны быть единообразны;

·                   заработная плата выплачивается человеку, а не месту;

·                   заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, пробуждает интерес рабочих предпринимателей к сотрудничеству.

Наблюдая позитивные подвижки в повышении производительности, в 20-30-е годы в производственном менеджменте последователями Тейлора стали Г.Л.Гантт, супруги Ф.Б.Гилберт и Л.Гилберт. Так, инженер Гантт (1861-1924) выдвинул следующие производственные установки для случая цеха окраски:

·                     рабочие процессы утверждаются и определяются в головной конторе, а не исполнителем;

·                     оптимальная технология производства закрепляется в производственных стандартах, а не по памяти рабочего или его дневника;

·                     утверждается концепция систематического повышения квалификации производственного персонала;

·                     разработаны методы оптимизации численности персонала, занятых в производственном процессе;

·                     осуществлена привязка размера заработной платы от точного выполнения условий технических стандартов  и соответственно, минимального уровня брака.

Г. Гантт разработал методы планирования последовательности производственных операций, имеющих свое значение и в современных условиях. Исследование социотехнических систем человек-машина позволило увязать организационный и мотивационный аспекты производства, а его производственные графики нашли широкое применение в промышленности и других отраслях (рис.1.2), до сих пор используются в приложениях по проектной деятельности.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5d/Gantt_diagram2.png/1280px-Gantt_diagram2.png

Рис. 1.1. Условный пример диаграммы Г. Гантта

 

Видно, что каждая полоса на диаграмме представляет отдельную задачу в составе проекта (вид работы), её концы — моменты начала и завершения работы, протяженность — длительность работы. Вертикальной осью диаграммы служит перечень задач. Кроме того, на диаграмме могут быть отмечены совокупные задачи, проценты завершения, указатели последовательности и зависимости работ, метки ключевых моментов (вехи), метка текущего момента времени «Сегодня» и др.

Экономист Г.Черч сформулировал ряд новых принципов к управлению промышленным предприятием, выделил главнейшие функции управления и принципы его организации. Работа производственной администрации на фабриках, по Г. Черчу, должна включать проектирование (предписывание), технические средства производства, распорядительство операционной деятельностью, организация учета, исполнение заданий. Данные виды интеллектуальной деятельности должны возлагаться на специально подготовленных и способных людей  подходящих лиц и координироваться, контролироваться управляющими.

Г.Эмерсон (1853-1931) исследовал вопросы рациональной организации труда не только отдельного исполнителя, но и всякой целесообразной деятельности человека с точки зрения производительности и достижения максимальной эффективности через соблюдние12 принципов: отчетливого  целеполагания, здравого смысла, высокой компетенции, дисциплины, справедливости, точного и постоянного учета, диспетчирование, установления норм и расписаний, нормализации условий, нормирования, производственные стандарты, мотивация за результаты труда.

Г.Форд и Ч.Соренсон объединили идеи взаимозаменяемости деталей и разработали концепцию координируемой (синхронизируемой) сборочной линии. В 1924 г. У.Шухарт использовал методы статистики в целях контроля качества и заложил основы статистического отбора выборок образцов и контроля качества процессов, показал необходимость представления производства как системы. С течением времени стало очевидным, что такие факторы, как конструкция изделия, материалы, оборудование, квалификация рабочих, отношение к работе со стороны служащих, текучесть рабочей силы и условия труда взаимодействуют с требованиями потребителей в отношении качества продукции и цен на нее, а также с финансовыми вопросами. На это обратил внимание У.Э.Деминг (1950), доказавший, что менеджмент должен способствовать улучшению условий труда и рабочих процессов и повышению качества изготавливаемых изделий.

Если в 1910-е гг. получил распространение термин «производственный менеджмент», который отражал совокупность научных подходов к управлению производством, сводившихся к управлению детерминированными производственными процессами, то в 1960-е гг. в науке управления появился термин «операционный менеджмент». Многие ученые связывают его появление с расширением сектора услуг в экономике. Ряд последователей обусловливают появление этого термина с переходом к преимущественному использованию метода синтеза в управлении производством по сравнению с методом анализа, что позволяет достигать высочайшего уровня в разработке стратегии предприятий (У. Скиннер).

В последние годы двадцатого столетия  получил распространение менеджмент цепи поставок (SCM). Эта область знаний, активно развивающаяся на основе логистических принципов, позволяет уплотнять движение материальных потоков и уменьшать затраты в различных звеньях производства.

Деятельность операционных менеджеров связана с созданием и управлением производственными системами, производящими товары и оказывающими услуги. Обычно обязанностями операционных менеджеров является производственный контроль, контроль материальных запасов, контроль за качеством, заводским оборудованием и выбором места расположения предприятия.

Таким образом, операционные менеджеры представлены управленческими работниками преимущественно низового линейного звена (заведующими секциями, отделами, складами – в отраслях непроизводственной сферы; начальниками цехов, смен, бригадирами – на производстве), которые работают в оперативном режиме и должны принимать управленческие решения непосредственно на местах. Операционные менеджеры осуществляют управляющее воздействие с помощью такого инструмента, как операционная стратегия и операционная программа.

Операционная стратегия следует из общей стратегии, имеет меньший горизонт действия и касается собственно операционного аспекта деятельности предприятия. Операционная программа производственных участков предприятия – это система конкретных мероприятий по реализации операционной стратегии.

Last modified: Friday, 20 March 2020, 1:04 PM