1.3. Исторические вехи развития производственного менеджмента
Изначально исследования особенностей производственного процесса стали активно проводиться еще в ХVIII в., что было связано со становлением и развитием капиталистического способа производства, зародившегося в Англии, распространившегося повсеместно в Европе, а затем и в США, России, др. странах. В связи с зарождением крупного машинного производства, основанного на слаженном действии всех звеньев технологического процесса, строгого соблюдения норм и пропорций между всеми сторонами производства, в массовом производстве возникли такие проблемы, как обеспечить пропорциональность числа рабочих машин, провести согласование их производительности и темпов работы. Появились многообразные задачи управления производством, начиная от технической подготовки производства, конструирования намечаемых к производству изделий, проектирования технологических процессов и др. Это потребовало обеспечения согласованности и слаженности отдельных частичных работ на различных участках. Поэтому управление производством выделилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда.
Возник институт промышленных управляющих (топ-менеджеров, генеральных директоров, исполнительных диреторов) . в отличии ситуации на ранних стадиях капиталистического производства, когда предприятия были относительно небольшими и насчитывали немного рабочих, капиталист сам мог быть и участником производственного процесса. По мере развития масштабов производства функция непосредственного надзора за отдельными рабочими и группами рабочих была передана менеджерам (супервайзерам).
В связи с формированием крупных корпоративных структур формы управленческой деятельности стали чрезвычайно многообразны. Для обеспечения функционирования сложной иерархической системы управления потребовалось огромное количество внутренней и внешней информации. Эта информация накапливалась в различных звеньях и отделениях производственной управленческой системы. Увеличился объем работ, связанных с получением, хранением, оформлением, обработкой информации, что привело к росту численности конторского персонала, а также вспомогательного управленческого персонала, т.н. «синих воротничков».
В аппарате управления возникли специализированные подразделения, выполняющие различные функции: технической подготовки и совершенствования производства; управления персоналом и организации труда; оперативного управления контроля производства; ремонта и обслуживания оборудования; материально-складского и транспортного хозяйства; сбыта продукции; бухгалтерии и финансов и др.
Постепенно на капиталистических предприятиях стал завоевывать позиции научно-технический и инженерный подход к организации управления производством и другими сферами деятельности капиталистического предприятия. Это способствовало появлению новой отрасли прикладных промышленных знаний. Наиболее крупные исследования производства принадлежат представителям школы “ научного менеджмента”. Для нее характерны исследования деловой и производственной деятельности компаний. Эта школа сыграла огромную роль как фактор рационализации и стимулирования производства материально-вещественных благ. Развитие производственного менеджмента началось в 18 веке и продолжается по сей день[1] (таб.1.1).
Таблица 1.1
Основные этапы становления производственного менеджмента
Годы
| Концепция | Разработчик |
1776 г. | Разделение труда | А.Смит |
1790 г. | Взаимозаменяемость деталей, запасных частей машин | Э.Уитни |
1850 г. | Принцип сравнительного преимущества | Д. Риккардо |
1911 г. | Принципы управления производством | Ф. Тейлор, Г.Эмерсон |
1912 г. | Возникновение промышленной психологии. Принцип дробления трудовых движений. | Л. Гилбрейт и Ф. Гилбрейт |
1913 г. | Диаграммы, циклограммы, графики работ. Подвижная сборочная линия | Г. Гантт, Г. Форд. |
1924 | Методы статистики в целях контроля качества | Уолтер Шухарт |
1938 | Создание прототипа компьютера | Дж. Атанасофф |
50-е годы XX в. | Математическая школа управления (кибернетика, экономико-математические методы и модели) | Н.Винер, Л.В.Канторович, А.И.Берг, Р.Акофф, Р.Беллман, Л.Берталанфи, С.Бир, Р.Калман, Д.Форрестор |
1950 | Концепция непрерывного управления качеством | У.Эдвард Деминг |
1950 | Разработка метода критического пути | Многие зарубежные и отечественные авторы |
1950 | Развитие стратегического менеджмента | У. Скиннер, Г. Минцберг |
1950 | Создание гибких производственных систем | Многие авторы в России и за рубежом |
1950 | Lean Manufacturing (LM) – Бережливое производство. | Тайити Оно |
1955 | Развитие менеджмента цепи поставок | Многие российские и иностранные авторы |
1960-е гг | Понятие «операционный менеджмент» как субъект управления | М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури |
2005 г. | Управление конкурентными преимуществами компаний | Х.Мезер, М.Портер |
В современных условиях получают развитие новые концепции управления, отражающие тенденции гуманизации к производственному персоналу и либерализации в процессе жизнедеятельности социальных систем.