Дисциплина Качество рабочей силы

Примерная тематика докладов/рефератов 

  • Связь КРС и трудового потенциала
  • Роль КРС в современной экономике труда.
  • Сравнительный анализ использования трудовых ресурсов в России и США (Японии, Германии, др).
  • Расчет и анализ показателей движения рабочей силы, взаимосвязь с КРС
  • Характеристика путей развития трудового потенциала общества.
  • Приоритетные направления демографической политики в современной России, роль национальных проектов в их реализации.
  • Миграционные процессы в современной России: характеристика и регулирование. Зарубежный опыт разработки и реализации мер демографической и миграционной политики.
  • Роль семьи в формировании трудового потенциала общества.
  • Понятие качества рабочей силы, основные элементы и показатели, характеризующие его. 
  • Тема 2. Показатели и оценка качественных характеристик рабочей силы
  • Требования, предъявляемые к качеству современной рабочей силы. 
  • Качество рабочей силы в современной России: тенденции и проблемы.
  • Качество рабочей силы и качество труда, их взаимосвязь и место в системе всеобщего (тотального) управления качеством – TQM.
  • Качество рабочей силы и труда как слагаемые эффективности производства. 
  • Качество труда и качество продукта труда: взаимообусловленность, критерии оценки. Полезность результатов труда. 
  • Качество рабочей силы и безработица.
  • Здоровье населения: важнейшие показатели и факторы, влияющие на него. Реализация национального проекта «Здоровье».
  • Социально-личностные характеристики рабочей силы. Творческий потенциал и инновационность. Активность. Адаптироанность. Мобильность. 
  • Мотивационная составляющая качества рабочей силы.
  • Исследование качественных характеристик рабочей силы: значение, подходы, этапы. Факторы, влияющие на изменение качества рабочей силы.
  • Регулирование качества рабочей силы на уровне государства, региона, отрасли, организации и индивидуума. 
  • Профессиональные стандарты, их роль в управлении качеством рабочей силы. Система повышения качества рабочей силы в организации.
  • Характеристика факторов, влияющих на изменение качества рабочей силы.
  • Оценка показателей качества рабочей силы.
  • Тема 3. Формирование качества рабочей силы
  • Качество рабочей силы и труда как слагаемые эффективности производства.
  • Регулирование качества рабочей силы на уровне государства (региона, отрасли). Повышение качества рабочей силы в организации: значение, направления, меры.
  • Качество рабочей силы в системе TQM.
  • Профессионализм и компетентность рабочей силы
  • Профессия - понятие и подходы к классификации профессий.
  • Профессиограмма. Модель профессии. 
  • Появление и распространение «гибридных», «укрупненных и смешанных» профессий в постиндустриальном обществе.
  • Профессионализм - понятие, уровни. 
  • Этапы становления и показатели профессионализма. 
  • Профессиональные способности. Профессионально важные психологические качества.
  • Работоспособность и трудоспособность. 
  • Профессиональная адаптация и продвижение, карьера. 
  • Профессиональное старение. 
  • Профессиональные деформации личности.
  • Квалификация работника и квалификация работы. 
  • Уровень и критерии квалификации работника. 
  • Квалификационные характеристики.
  • Становление и развитие профессионализма. Профессиональное развитие как основа формирования профессионализма. 
  • Профориентация. 
  • Профессиональная подготовка, переподготовка. 
  • Повышение профессиональной квалификации. 
  • Многопрофильная подготовка работника и формирование поливалентной квалификации.
  • Развитие профессиональной деятельности и ее основные признаки. Профессионализация - понятие и ее содержание как социального явления..
  • Роль непрерывного образования в процессе профессионализации.

  • Тема 4. Качество рабочей силы и конкурентоспособность
  • Компетентность и компетенции: основные подходы к определению, взаимосвязь понятий. 
  • Классификация компетенций, их содержание и определяющие факторы. Составляющие компетентности. Виды профессиональной компетентности.
  • Соотношение понятий «компетентность» и «квалификация». Развитие профессионализма через систему компетенций.
  • Профилирование должности, составление карты компетенций. 
  • Основные элементы профессионально-должностного профиля рабочего места. Спецификация работы. Модель компетентности.
  • Формирование и развитие компетенций. Оценка компетенций. Стимулирование развития компетенций. Прогнозирование и разработка компетенций рабочей силы. Управление компетенциями на уровне общества, организации и личности.
  • Новая роль образования в обществе. 
  • Национальный проект «Образование» и его реализация.
  • Как следует изменить систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом новых требований к качеству рабочей силы?
  • Характеристика компетенций для работника конкретной профессии.
  • Оценка личных возможностей профессионального развития.
  • Характеристика этапов и направлений развития российской системы образования.
  • Формирование и значение «гибридных», «укрупненных и смешанных» профессий в постиндустриальном обществе.
  • Профессиональное развитие как основа формирования профессионализма.
  • Многопрофильная подготовка рабочей силы как основа формирования поливалентной квалификации.
  • Управление компетенциями на уровне общества, организации и личности.
  • Зарубежный и отечественный опыт развития профессионализма на основе обучения в организации (на предприятии).
  • Национальный проект «Образование» и его роль в повышении качества подготовки рабочей силы.
  • Человеческий капитал - понятие и связь с качеством рабочей силы. 
  • Воспроизводство человеческого капитала в течение жизненного цикла, его стадии. 
  • Формирование человеческого капитала. 
  • Роль государства и семьи в формировании человеческого капитала. 
  • Участие работодателей в формировании и развитии человеческого капитала. 
  • Механизм развития человеческого капитала работника.
  • Инвестиции в человеческий капитал: сущность, виды, основные субъекты инвестиций (инвесторы), факторы, предопределяющие их размер. 
  • Инвестиции государства в человеческий капитал и качество труда, используемого в обществе. 
  • Структура совокупных затрат на персонал. 
  • Отдача от совокупных инвестиций в человеческий капитал, ее формы.
  • Методы оценки человеческого капитала и эффективности его использования. 
  • Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал, модели и показатели. 
  • Расчет окупаемости вложений в человеческий капитал. 
  • Риски инвестиций в человеческий капитал.
  • Характеристика основных положений теории человеческого капитала.
  • Анализ затрат на образование.
  • Характеристика методов и показателей оценки человеческого капитала.
  • Становление, развитие и практическое использование теории человеческого капитала.
  • Изменения структуры совокупного капитала в современных условиях: тенденции и причины.
  • Воспроизводство человеческого капитала в течение жизненного цикла.
  • Инвестиции в человеческий капитал, факторы, предопределяющие их размер.
  • Здоровье население как показатель качества трудовых ресурсов
  • Рабочий класс в структуре российского общества
  • Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров
  • Статистическая оценка рынка труда и качества рабочей силы
  • Рынок труда и его качественное состояние (человеческий капитал как категория).
  • Рынок труда как экономическая категория: структура, основные элементы, задачи.
  • Качественное состояние рабочей силы: сущность, основные составляющие, методика расчета.
  • Методика расчета индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) применительно к РФ.
  • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении и демографическая ситуация в России. Состояние здоровья человеческого потенциала.
  • Уровень профессионального образования трудового потенциала.
  • Качество рабочей силы и профессиональной подготовки населения России
  • Связь качества рабочей силы и качества жизни и программы по улучшению
  • Роль профессиональной подготовки в формировании современной рабочей силы высокого качества
  • Статистический анализ качества рабочей силы.
  • Динамика показателей, характеризующих качество рабочей силы 
  • Человеческий фактор как субъект и объект управления на современном предприятии
  • Тенденции развития системы высшего образования в России и за рубежом: основные направления

Last modified: Saturday, 20 April 2019, 10:28 AM