8.2. Лекция
1. Начало войны. Героизм и трагедия 1941 года
18 декабря 1940 года Гитлер подписал план нападения Германии на СССР – «Барбаросса», предусматривавший кратковременную кампанию – до 10 недель. За это время предполагалось уничтожить основные силы Красной Армии «посредством глубокого быстрого выдвижения танковых клиньев». Удар готовился по 3 основным направлениям: на Ленинград, Москву и Киев. Для этих целей Гитлер выделил 80 % своих сухопутных сил. Вместе с союзниками (Финляндией, Румынией, Венгрией и Италией) армия вторжения насчитывала 5,5 миллионов человек (современная историография называет цифру в 3 миллиона человек), 3,8 тысяч танков и 4,6 тысяч самолетов. Ей противостояла Красная Армия в 3,3 миллионов человек, 10,4 тысяч танков и 8,6 тысяч самолетов. Однако подавляющая часть этой техники была явно устаревшей, много лучшего оставляла желать и выучка личного состава.
Ранним утром 22 июня 1941 года, нарушив договор о ненападении от 1939 года, фашистские войска перешли советскую границу. Началась Великая Отечественная война, продолжавшаяся 4 года и сопровождавшаяся крайним напряжением сил советского народа и небывалыми зверствами фашистов. Согласно плану «Ост», после победы Гитлер предусматривал расчленение СССР, высылку 50 миллионов человек за Урал, превращение европейской части страны в жизненное пространство для немецких колонистов.
Из директивы А.Гитлера министру по делам восточных территорий А. Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост» (23 июля 1942 г.): «Славяне должны работать на нас, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна … образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до 100 …
Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью. … Говоря по-военному, мы должны убивать от 3 до 4 млн. русских в год …».
Внезапность нападения дала фашистам огромное преимущество. В первый же день войны они уничтожили 1200 самолетов, преимущественно на аэродромах. Успехам способствовало наличие боевого опыта современной маневренной войны и высокого наступательного духа солдат, опьяненных победами в Европе. В первые часы войны немцы без труда подавили дезорганизованное сопротивление советских войск на подавляющей части границы (4,5 тысяч километров) и глубоко вклинились на территорию СССР. Уже через 2 дня на направлениях главных ударов немецкие танки прорвались на 230 километров от государственной границы. Один за другим захлопывались «котлы», в которых оставались сотни тысяч красноармейцев. В 1941 году немцами было пленено 3,4 миллиона солдат и офицеров. К январю 1942 года 2 миллиона из них погибло (безвозвратные потери) – жертвы расстрелов, голода, холода, болезней.
28 июня пал Минск. К середине июля немцы овладели почти всей Прибалтикой, Белоруссией, Правобережной Украиной. Немецкому руководству стало казаться, что война уже выиграна. Войска приграничных округов были разгромлены. Вместе с тем, уже с самого начала войны против России немецкие генералы подмечали, что в целом войска противника обороняются куда более упорно, чем на Западе. Нередки были случаи самопожертвования: воздушные тараны, направление летчиками своих подбитых самолетов на войска агрессоров, подрыв себя вместе с вражескими танками или солдатами и т.д. Героическое сопротивление было оказано немцам в Бресте (22 июня – 20 июля. 3,5 тыс. чел. против пехотной дивизии (10 тыс. чел.) + артиллерия, авиация), где немногочисленный гарнизон месяц сражался в полном окружении, в Лиепае, под Перемышлем, в районе Луцк-Броды-Ровно, где был организован первый танковый контрудар. И, тем не менее, немецкие войска выиграли первые сражения. К исходу 1941 года глубина продвижения агрессора составила от 850 до 1200 километров. Был блокирован Ленинград, немцы вышли на подступы к Москве. Положение СССР было критическим. Военная катастрофа первых 5 месяцев войны привела к оккупации врагом жизненно важных регионов, в которых проживало 40 % населения страны, производилось 68 % чугуна, 58 % стали и 60 % алюминия, 40 % железнодорожного оборудования, 65 % угля, 84 % сахара и 38 % зерна. Довоенная армия фактически перестала существовать. Страна оказалась на грани катастрофы.
На оккупированной территории немецко-фашистские захватчики установили террористический режим, насаждая, так называемый «новый порядок». Массовое уничтожение военнопленных, организованный грабеж населения, подавление любых актов сопротивления, введение института заложников были возведены в ранг государственной политики фашистской Германии. Расстрел около 100 тыс. советских граждан в Бабьем Яру в Киеве, организованное уничтожение сотен тысяч в лагерях смерти в Освенциме, Майданеке (Польша), Саласпилсе (Латвия) и многих др. пунктах, карательные экспедиции в Белоруссии, на Смоленщине, в Ленинградской области, в Донбассе и Керчи – таковы методы проведения в жизнь плана «Ост».
Чем же объяснить стремительное наступление германских войск на советском фронте и их успехи в летней кампании 1941 года? Многими факторами объективного и субъективного характера. Германия имела значительные преимущества в экономическом и военно-стратегическом планах. На начальном этапе войны она использовала не только свои, но и ресурсы союзнических, зависимых и оккупированных стран Европы. Немецкая армия превосходила советские войска по техническому оснащению и по опыту ведения боевых действий. Советский Союз, несмотря на прилагаемые в предвоенные годы усилия, не завершил свою подготовку к войне. С 1939 по июнь 1941 года доля военных расходов в бюджете выросла с 26 % до 43 %. На востоке страны строятся оборонительные заводы, выпускаются новые виды военной техники – танки Т-34, реактивные минометы БМ-13 «Катюши», штурмовики ИЛ-2. С 1 сентября 1939 года была введена всеобщая воинская повинность. Огромные усилия по наращиванию военно-промышленного комплекса во многом свела на нет обстановка физического и морального террора, установившаяся в стране в 30-е годы. Были репрессированы инженеры, работавшие в оборонной промышленности, но самый страшный удар обрушился на армию. Из 85 членов Военного Совета (высшего командного состава) было арестовано 76 человек. Из среднего и младшего комсостава репрессии выбили значительную часть. С середины 20-х до середины 30-х годов было уволено 47 тысяч человек, а в 1937 – 1938 годах 43 тысячи командиров. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны три четверти командиров находились на своих должностях менее года, то есть армия оказалась обезглавленной. В середине 30-х годов советская военная стратегия считалась одной из лучших в мире, у советских военачальников учились и немцы, но после чисток военное искусство пришло в упадок. Ответственность за военные поражения СССР в 1941 году лежит и на руководстве страны, прежде всего на Сталине. Он недооценивал нацистскую угрозу, отвергал все донесения о готовящейся войне (Рихард Зорге в Японии, посол Германии в СССР Шуленбург, Черчилль и другие), считая, что Гитлер не рискнет повторить печальный опыт Германии в I мировой войне, и не будет воевать на 2 фронта. Есть предположения ряда историков, что Сталин готовил войну на лето – осень 1941 года.
Истоки трагических просчетов советского руководства в 1939 – 1941 годах коренились в самой тоталитарной системе, существовавшей в стране – предельно централизованной и не допускавшей сколько-нибудь демократического механизма формирования решений, обсуждения альтернативных вариантов и уж тем более возможности «поправить» диктатора. Эта система не позволила эффективно распорядиться с таким трудом накопленным военно-экономическим потенциалом и стала причиной новых ошибок, уже в военные годы, которые повлекли за собой дополнительные жертвы и страдания народа.