1. Альтернативы развития советского общества в конце 20 – 30-х годах

Со второй половины 20-х годов важнейшей задачей советской экономики становится превращение страны из аграрной в индустриальную державу. Первоначально партийно-государственным руководством СССР была выдвинута и обоснована стратегия индустриализации на основе нэпа. Основная идея директив по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, единогласно принятых XV съездом ВКП (б) в декабре 1927 года, заключалась в необходимости ускоренного, но сбалансированного  развития народного хозяйства: оптимального сочетания фондов накопления и потребления, темпов развития тяжелой и легкой индустрии, промышленности и сельского хозяйства. Однако жизнь тут же нарушила эти планы. Еще во второй половине 1927 года экономическое положение в стране ухудшилось. Из-за обострения, а затем разрыва советско-английских дипломатических отношений в воздухе запахло войной. Наученное горьким опытом военного лихолетья население бросилось закупать впрок товары первой необходимости. В магазинах вновь появились полузабытые очереди – «хвосты». В результате, предназначенный для переброски в деревню в период осенней хлебозаготовительной кампании резервный фонд промтоваров, до осени «не дожил». Из-за неблагоприятных метеорологических условий погибли озимые хлеба на Украине, Северном Кавказе, в Крыму. К январю 1928 года было заготовлено на 128 миллионов пудов хлеба меньше, чем год назад. Под угрозой оказалось снабжение городов, армии, экспортно-импортный план.

В этих условиях руководство страны в начале 1928 года прибегло к чрезвычайным мерам. В деревню было направлено для выколачивания хлеба 30 тысяч членов партии. К крестьянам, отказавшимся сдавать «хлебные излишки» по низким государственным ценам, стали применять 107-ю статью УК РСФСР о спекуляции, а излишки конфисковывались в пользу государства. При чем 25 % конфискованного хлеба распределялось среди бедноты по госценам. Применение чрезвычайных мер сопровождалось закрытием базаров, запрещением торговли хлебом, на дорогах заградительные отряды препятствовали перевозке зерна. В поисках излишков обыскивались крестьянские дворы. Хлебный дефицит был ликвидирован, но дорогой ценой. Разгул администрирования вызвал сокращение посевных площадей, массовый забой скота. Экспорт хлеба в 1927 – 1928 годах упал до 416,6 тысяч тонн (в 1926 – 1927 годах – более 2 миллионов тонн). В 1929 году ЦК ВКП (б) констатировал «почти полное выпадение экспорта хлеба», а это означало резкое сокращение ввоза оборудования, что ставило под угрозу планы индустриализации страны. 

В этой ситуации весной 1929 года Сталин вновь прибег к чрезвычайным мерам в деревне, которые окончательно ликвидировали рыночные отношения. По его мнению, подобные шаги были неизбежны, потому что мелкое крестьянство не могло удовлетворять потребности страны и растущей промышленности, а кулаки – крупные производители не хотели этого делать. Выход Сталин видел в переустройстве деревни по промышленному типу, то есть в создании крупных коллективных хозяйств. В промышленности Сталин предлагал максимально сконцентрировать ресурсы в тяжелой индустрии, куда нужно направить средства из других отраслей хозяйства. После проведения модернизации тяжелой индустрии ему мыслилось техническое перевооружение временно «ущемленных» сельского хозяйства и легкой промышленности.

Иного мнения относительно индустриализации придерживался Николай Иванович Бухарин (член Политбюро, редактор «Правды»). Он предлагал вариант сбалансированного развития индустриального и аграрного секторов экономики, то есть «американский вариант» на основе преимущественно рыночной связи города и деревни без чрезвычайных мер. Он не был противником коллективных хозяйств, но считал, что в аграрном секторе еще длительное время должны оставаться индивидуальные крестьянские хозяйства. Возможно, ли было провести в России индустриализацию по модели Бухарина? Маловероятно, поскольку отсутствовал один из важнейших элементов «американской модели», позволивший США во второй половине XIX века обойтись без значительной перекачки средств из сельского хозяйства в промышленность. Это иностранный капитал.

Были еще предложения экономистов М.Д. Кондратьева, Чаянова и других о значительном снижении темпов индустриализации, повышении закупочных цен на хлеб и поощрении крепких хозяйств, но они были отклонены как «откровенно кулацкая программа».

В результате закулисных интриг, упорной дискуссии на заседаниях ЦК в апреле 1929 года Бухарин и его сторонники были осуждены как уклонисты вправо. Победа Сталина означала снятие последних препятствий к осуществлению стратегии форсированной индустриализации и оформлению тоталитарного режима.