2. Нэп: сущность и цели

Новая экономическая политика, нэп, названа новой, в отличие от экономической политики периода Гражданской войны 1918 – 1920 гг. Она начала осуществляться в 1921 году по решению X съезда РКП (б) (март 1921 г.).

Основы экономической политики переходного периода были разработаны В. И. Лениным ещё весной 1918 («Очередные задачи Советской власти» и др.). Условия Гражданской войны и хозяйственной разрухи вынудили Советское государство проводить политику «военного коммунизма», ставшую необходимым условием победы в Гражданской войне. Нэп в ленинском понимании означал использование в интересах строительства социализма товарного производства, товарно-денежных отношений и экономических методов хозяйственного руководства, хозрасчёта и материального стимулирования. Ленин считал, что торговля –  единственно возможная форма связи социалистической промышленности с мелкобуржуазным крестьянским хозяйством. Разрабатывая проблемы нэпа, Ленин подчёркивал решающее значение индустриализации на основе электрификации страны для победы социализма. Он доказывал, что сначала необходимо оживить сельское хозяйство и мелкую промышленность; затем восстановить и развить крупную промышленность; подготовить и осуществить социалистическое переустройство сельского хозяйства; создать материально-техническую базу социализма.

На основе решения X съезда партии ВЦИК утвердил 21 марта 1921г. декрет о замене продразвёрстки натуральным налогом. СНК РСФСР установил продналог по зерновым культурам на 1921/22 гг. не свыше 240 млн. пудов (по развёрстке 1920/21 гг. намечалось собрать 423 млн.). Отныне предлагалось не забирать у крестьянина подчистую все «излишки» выращенных им продуктов, лишая его всякого стимула к расширению производства, а установить твердый налог – процентное отчисление от урожая. Величина % определялась в зависимости от категории хозяйства. Беднейшее крестьянство освобождалось от налога: у него нечего было взять. Наивысшая ставка налога падала на зажиточных. Все, что оставалось у крестьян после сдачи налога государству, находилось в их распоряжении, таким образом, место голого принуждения занимал материальный интерес.

С целью расширения производства и увеличения товарности сельского хозяйства была разрешена аренда земли и использование наёмного труда. 

Декрет от 28 марта разрешил обмен, покупку и продажу сельскохозяйственных продуктов в губерниях, выполнивших продразвёрстку 1920 – 21 гг. Первоначально торговля оставшимися у крестьян после сдачи продналога продуктами разрешалась только «в пределах местного оборота» - неподалеку от места жительства крестьян. Теоретически правительство предполагало обменивать оставшуюся у крестьян часть продовольствия на промышленные товары. Для этого было решено создать запас промышленных товаров, используя концессии, широкое привлечение иностранного капитала, а также золотой фонд страны. Предполагалось, что товарообмен станет орудием борьбы со спекуляцией и ограничит посредничество частного капитала между социалистической промышленностью и крестьянским хозяйством. Но ограничиться развитием лишь местного оборота и удержаться в рамках товарообмена не удалось.

Жизнь показала утопичность этой идеи. Вследствие нехватки промтоваров, слабости кооперативного аппарата и поразившего страну голода советское руководство в августе – сентябре 1921 года было вынуждено пойти на отмену государственного товарообмена и разрешить свободную торговлю хлебом. 

Всё шире развивалась форма купли-продажи. С осени 1921 г. стали возрождаться крупные ярмарки, открылись торговые биржи. Были приняты решения об использовании государственного капитализма в виде концессий, аренды, смешанных обществ. Декрет СНК от 5 июля 1921 г. дал право ВСНХ сдавать мелкие промышленные предприятия в аренду государственным и кооперативным организациям, а также частным лицам. ВЦИК и СНК РСФСР 7 июля разрешили организацию частных предприятий с числом рабочих не более 20, позднее – и более крупных. 

  Разрешение свободной торговли в условиях мелкотоварного производства вызвало некоторое оживление в стране капиталистических элементов. Стала расти новая буржуазия, т.н. нэпманы – торговцы, арендаторы, скупщики, предприниматели, комиссионеры и пр. В 1926 г. их было, вместе с семьями, около 2,3 млн. чел. (1,6% населения СССР). 

  Условия нэпа потребовали перестройки управления народным хозяйством. В мае 1921 г. в составе ВСНХ были созданы 16 главных управлений по отраслям промышленности. Они руководили промышленными предприятиями через областные (губернские) совнархозы – местные органы ВСНХ. Для управления наиболее крупными предприятиями создавались тресты, которых в 1921– 22 гг. было образовано 430. Важнейшие из них (Югосталь, Донуголь, Азнефть и др.) подчинялись непосредственно ВСНХ. 

Государственная промышленность была переведена на хозяйственный расчёт, натуральная оплата за труд, существовавшая при «военном коммунизме», заменена денежной по количеству и качеству труда. В октябре 1921 г. был создан Госбанк, на который возлагалась задача государственного урегулирования денежного обращения. В конце 1922 г. были выпущены первые устойчивые денежные знаки в золотом исчислении – червонцы, что обеспечило твёрдый валютный курс рубля на мировом рынке. 

Какие цели ставили перед собой большевики, переходя к нэпу? Главная политическая задача нэпа – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции.

В целом, нэп как явление российской истории 20-х годов оценивался современниками как переходный период. Принципиальное различие в позициях было связано с ответом на вопрос: «К чему ведет данный переход?». Одни считали, что, несмотря на утопичность своих социалистических идей, большевики, перейдя к нэпу, открыли дорогу эволюции российской экономики к капитализму. Поэтому их следующим шагом должно стать приведение политической надстройки в стране в соответствие с экономическим базисом, то есть установление демократической республики. («Смена вех», Прага, 1921 год – идейное течение в среде российской интеллигенции кадетского направления).

О необходимости многоукладной экономики и определенной демократизации еще с 1918 года говорили меньшевики и эсеры.

Большевистские теоретики (Ленин, Преображенский, Троцкий и другие) придерживались иных представлений. Они рассматривали переход к нэпу как тактический ход, временное отступление, вызванное неблагоприятными условиями. С осени 1921 года большевистские лидеры стали склоняться к пониманию нэпа как одного из возможных путей к социализму. Но не прямого – через фронтальную борьбу с несоциалистическими укладами, быструю замену рынка планом, а опосредованного – через относительно длительный период сосуществования социалистических и несоциалистических укладов, постепенное – при опоре на «командные высоты» в политике, экономике, идеологии – вытеснение несоциалистических хозяйственных форм.

В отличие от своих оппонентов, считавших, что если Россия не достигла такой высоты развития производительных сил, при которой возможен социализм, то следует возвращаться к капитализму, Ленин полагал, что социализм в России можно построить постепенно, опираясь на государство «диктатуры пролетариата». Этот замысел предполагал еще большее укрепление режима «пролетарской», а на деле большевистской диктатуры. Незрелость социально-экономических и культурных предпосылок социализма был призван компенсировать террор. В мае 1922 года Ленин предполагает «расширить применение расстрела (с заменой на высылку за границу) … ко всем видам деятельности меньшевиков, социал-революционеров и т.п.». Вводя экономические свободы, Ленин не соглашался с предполагавшимися мерами по некоторой политической либерализации: допущению деятельности социалистических партий, созданию крестьянского союза. Напротив, уже в 1922 году происходит фальсифицированный процесс по делу эсеров, арестовываются и высылаются из страны меньшевики, развертываются гонения на церковь. К середине 20-х годов остатки многопартийности в СССР были насильственно ликвидированы.

Итак, модель нэповской организации общества, разработанная большевистским руководством, прежде всего Лениным, в начале 20-х годов, состояла из следующих основных компонентов: 

1. в политико-идеологической области – жесткий однопартийный режим;

2. в экономике – административно-рыночная система хозяйства, включавшая в себя: денационализацию мелкой и части средней промышленности; государственную собственность на крупную, значительную часть средней промышленности, торговлю и транспорт; централизованную финансовую систему; неэквивалентный обмен с деревней (продналог), снятие запрета на аренду земли и наем рабочей силы на селе; допущение в Советскую Россию иностранного капитала и создание смешанных предприятий.