1. Экономический и социальный кризис конца 1920 – начала 1921 годов

В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу. Политика «военного коммунизма» привела экономику страны к 1920 году к полному развалу. Не удалось с ее помощью преодолеть разруху, порожденную 4 годами участия России в I мировой войне и усугубленную 3 годами гражданской войны. Население уменьшилось на 10,9 миллионов человек. Положение в экономике можно было охарактеризовать как коллапс. Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь, были разрушены многие шахты и рудники. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуждены покидать города и уезжать в деревню. Петроград потерял 60 % рабочих, Москва – 50 %. Прекратилось движение на 30 железных дорогах. Безудержно нарастала инфляция. Сельскохозяйственной продукции производилось только 60 % довоенного объема. Посевные площади сократились на 25 %, так как крестьяне не были заинтересованы в расширении хозяйства. «Коммунизм» выражался в «пайковом» снабжении одеждой, обувью, бельем, продовольствием. Зарплата также выглядела как «паек»: вместо денег ее выдавали натурой. В 1921 году из-за неурожая массовый голод охватил город и деревню. В зоне голода в 1921 году оказалось около 70 миллионов человек, при общей численности 134,5 миллионов человек. Число умерших составило 5 миллионов человек. Люди, бросая все, уходили в города. Возникла новая проблема – с поиском жилья и работы. ВЦИК в июле 1921 года создал ЦК Помгол, оказывала помощь «заграница». Лига Наций и правительство США – АРА (Американская администрация помощи) в 1922 году кормили 5 миллионов детей и 5 миллионов взрослых. Старалась помочь и русская эмиграция (Рахманинов, Рерих, Фокин).

 Провал политики «военного коммунизма» большевистское правительство осознало не сразу. В 1920 году СНК продолжил меры по усилению безрыночных, распределительно-коммунистических начал. Была распространена национализация промышленности на мелкие предприятия. В декабре 1920 года VIII Всероссийский съезд Советов утвердил План восстановления народного хозяйства и его электрификации (план ГОЭЛРО). В феврале 1921 года Совнарком создал Государственную комиссию (Госплан) для разработки текущих и перспективных планов хозяйственного развития страны. Расширился ассортимент продуктов сельского хозяйства, подлежащих продразверстке. Готовился декрет об отмене денежного обращения. Однако эти мероприятия вступали в противоречие с требованиями рабочих и крестьян. Параллельно с экономическим в стране начинает нарастать и социальный кризис.

Рабочих раздражали безработица и нехватка продуктов питания. Они были недовольны ущемлением прав профсоюзов, введением принудительного труда и его уравнительной оплаты. Поэтому в городах в конце 1920 – начале 1921 годов начались забастовки, в которых рабочие выступали за демократизацию политической системы страны, созыв Учредительного собрания, отмену спецраспределителей и пайков. В 1922 году состоялось 538 стачек, в которых участвовало около 200 тысяч забастовщиков.

Крестьяне, возмущенные действиями продотрядов, перестали не только сдавать хлеб по продразверстке, но и поднялись на вооруженную борьбу. Восстания охватили Тамбовщину, Украину, Дон, Кубань, Поволжье и Сибирь. Крестьяне требовали изменения аграрной политики, ликвидации диктата РКП (б), созыва Учредительного собрания на основе всеобщего равного избирательного права. На подавление этих выступлений были брошены части Красной Армии и ВЧК.

1 марта 1921 года вспыхнуло восстание в морской крепости Кронштадт. Моряки и красноармейцы военно-морской крепости выступили против диктатуры РКП (б), потребовали освободить из тюрем всех представителей социалистических партий. Повстанцы выдвинули лозунги «Власть Советам, а не партиям», «Долой правую и левую контрреволюцию», «Свободу торговле». Восстание было потоплено в крови. 2,5 тысячи матросов арестовали, 6 – 8 тысяч эмигрировало в Финляндию.

Разруха и голод, забастовки рабочих, восстания крестьян и матросов – все свидетельствовало о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. В этой острейшей ситуации Ленин делает вывод: «Только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России».