Перейти к основному содержанию
Русский ‎(ru)‎
Русский ‎(ru)‎ English ‎(en)‎
Закрыть
Изменить данные поисковой строки
Вы используете гостевой доступ
Вход
Система управления обучением ФГАОУ ВО «СГЭУ»
В начало Меню сайта Свернуть Развернуть
Образовательные программы СГЭУ Сведения об образовательной организации Комплексное тестирование/ Анкетирование Электронные учебные курсы Электронные издания Анкеты и опросы для НПР и работодателей Олимпиады Документы
Система управления обучением ФГАОУ ВО «СГЭУ»
  • В начало
  • Меню сайта
    Образовательные программы СГЭУ Сведения об образовательной организации
    Комплексное тестирование/ Анкетирование Электронные учебные курсы Электронные издания
    Анкеты и опросы для НПР и работодателей
    Олимпиады
    Документы
  • Дополнительно
Развернуть всё Свернуть всё

Блоки

Пропустить Основное меню

Основное меню

  • Официальный сайт СГЭУ Гиперссылка
  • Электронные библиотеки Гиперссылка
  • Новости СУО СГЭУ Форум
  • Эффективный контракт Гиперссылка
  • Мое портфолио Гиперссылка
  • Практика Гиперссылка
  • Электронное расписание БРСО Гиперссылка
  • Образовательная платформа «Юрайт» Внешний инструмент
  1. Взаимодействие экономических и институциональных интересов в коммерческих банках
  2. Topic 2
  3. Противоречия экономических и институциональных интересов

Противоречия экономических и институциональных интересов

Требовать завершения

Вся совокупность экономических интересов структурирована.
Причем у каждого конкретного человека своя иерархия предпочтения
интересов. Тем не менее, можно и нужно говорить о системе экономических интересов, характерной для каждого способа производства
или экономического уклада. Выделяют следующие группы экономических интересов:
1) интересы различных социальных групп и слоев общества;
2) национальные и интернациональные интересы;
3) макроэкономические и микроэкономические интересы, например, в соответствии с административно-хозяйственным делением страны (республики, экономические районы, края, области, районы и т. д.);
4) перспективные и текущие интересы;
5) интересы сфер производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;
6) общественные, коллективные и личные интересы.
Из общественных интересов обособились интересы федерального
центра, регионов, местного самоуправления. Взаимодействие этих
групп интересов осложняется тем, что действующая в России модель
региональной экономической политики характеризуется такими проблемами, как: неравномерность уровней социально-экономического
развития регионов; ограниченность финансовых возможностей и властных полномочий местных органов управления; рост регионального
иждивенчества, порождаемого системой дотаций; отсутствие системы стимулов по наращиванию налогового и социально-экономического
потенциала в регионах.
Кроме того, актуально выявление природы соотношения типов
интересов, подразделяемых по критерию характера взаимосвязи в
хозяйственной деятельности. В этом случае выделяются два вида интересов: конкурентные и ассоциативные. В иной трактовке это однонаправленные и разнонаправленные интересы. Данный вариант типизации представляется нам наиболее значимым.
Основные участники рынка труда - наемные работники (продавцы) и работодатели (покупатели) - на разных стадиях общего процесса взаимодействия вступают в разнородные отношения. Следует сделать существенное, на наш взгляд, уточнение: мы опускаем рассмотрение системы однотиповых интересов, которые также разнородны и
трансформируемы в зависимости от характера совместного поведения на конкретной стадии согласованного действия. Речь идет, в частности, об интересах всех сотрудников организации, конкурирующих за рабочие места, в процессе карьерного роста, предъявляющих
общие или, как минимум, групповые требования к администрации и
т.п. Значимость этих факторов вполне очевидна, поэтому сосредоточимся на характеристике разнотиповых интересов, конкретно - интересов работодателей и работополучателей.
Сложность структуры процесса формирования и развития взаимодействия сторон подчеркнул профессор В.М. Юрьев, определивший трудовые отношения как совокупность отношений, возникающих между экономическими агентами по поводу: а) условий (предпосылок) труда; б) в процессе труда; в) результатов труда. На момент
начала результирующего экономического взаимодействия работник и
работодатель выступают как чисто конкурирующие стороны - как
покупатель и продавец, соответственно.
На второй же стадии, когда появляется фирма как некоторая холистическая система, возникает и динамически оформляется консолидированный, ассоциативный интерес всех индивидов, входящих в
"команду". Множество "точек соприкосновения", т.е. мотивов обмена
правомочиями, реальными благами (ресурсами) и их титулами (денежными средствами), координация операций - вот поле формирования ассоциативного интереса. В соответствии с наиболее общим подходом определить соглашение можно как договоренность или как
согласованную волю сторон.
Работодатель и наемный рабочий не могут друг без друга существовать. Это создает объективную основу для согласования их экономических интересов. Если рабочий получит в виде заработной платы стоимость своей рабочей силы, то его интересы будут реализованы. Если предприниматель получит прибыль не ниже средней нормы
прибыли, то его интересы не пострадают.
Свои особые экономические интересы имеют субъекты экономических отношений в процессах производства, распределения, обмена, потребления. Поэтому можно выделять экономические интересы производителей благ и услуг, интересы участников распределительных отношений, интересы участников отношений обмена - продавцов и покупателей продукции, интересы потребителей жизненных
благ. Они всегда выступают как система взаимосвязанных интересов
участников всех этих отношений. Ведь распределять, обменивать и
потреблять можно лишь результаты производственной деятельности
людей, а от доли средств, полученных в результате распределения
или купленных в результате обмена, зависят возможности потребления. При этом производители заинтересованы в том, чтобы иметь необходимые им средства производства, рабочую силу в достаточном
объеме и соответствующей квалификации, предприниматели - в присвоении прибыли, а наемные рабочие в получении заработной платы
не ниже стоимости их рабочей силы, продавец - в том, чтобы продать
подороже, а покупатель - чтобы купить получше и подешевле.
Коллективный интерес связан с удовлетворением коллективных
потребностей. Он включает в себя интересы людей на уровне первичного трудового коллектива - бригад, участка, артели, фермы; первичного хозяйствующего звена - предприятия, фирмы, объединения,
товарищества, кооператива, строительной и прочих организаций, учреждений; а также интересы республик, областей, краев, округов, городов, поселков и других местных и территориальных образований,
партий и других общественных объединений.
Экономические интересы участников рыночных отношений в
большинстве случаев противоречивы, и для достижения равновесия
общество вынуждено так или иначе формировать институциональный порядок, обеспечивающий сочетание различных экономических
интересов. Существуют механизмы, консолидирующие экономические отношения, обеспечивающие их целостность. Таковыми являются хозяйственные или экономические институты.
Решающие шаги в исследовании роли институтов в экономике
сделали представители "традиционного" институционализма. Институциональные факторы рассматривались ими как первичные по отношению к экономическим. В то же время надо отметить, что уже в работах ранних институционалистов видно понимание институтов
как норм, правил, рамок экономической деятельности.
Понятие института введено в экономическую науку Т. Вебленом.
По его определению, институты - распространенный образ мысли в
том, что касается отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций. Д. Коммонс определял институты как
коллективные действия по контролю, освобождению и расширению
индивидуального действия. У. Митчелл понимал под институтами
господствующие и в высшей степени стандартизированные привычки.
В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка Д. Норта: институты - это
"правила игры" в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми... Институты уменьшают неопределенность,
структурируя повседневную жизнь... Говоря профессиональным языком экономистов, институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека"16.
Следующий существенный вклад в изучение роли институтов
сделали неоинституционалисты, которые стали исследовать институты, сохраняя многие методологические подходы неоклассической
теории. По их представлениям, действия индивидов, направленные
на максимизацию полезности, регламентируются институтами, созданными в обществе. Институты снижают неопределенность и транзакционные издержки, делая экономическую деятельность более
предсказуемой.
В то же время исследования неоинституционалистов ограничиваются рамками неоклассической теории. При рассмотрении роли
институтов в организации экономического поведения индивидов за
пределами их предмета изучения остаются отношения индивидов по
поводу формирования, функционирования и реформирования институтов (т.е. институциональные отношения) и взаимодействие последних с экономическими отношениями. Исключение представляют исследования представителей новой экономической истории, в первую
очередь, работа Д. Норта "Институты, институциональные изменения
и функционирование экономики". Но если подходить строго, то и в
ней автором рассматривается система институтов, а не система институциональных отношений.

Преследуя свои интересы, люди сталкиваются между собой и
приносят друг другу ущерб, поэтому первая функция институтов -
регулирование поведения людей, чтобы они не причиняли сами себе
ущерба или чтобы он чем-то компенсировался. Вторая функция институтов - организация процесса передачи информации или обучение. Третья - минимизация усилий, которые тратятся на то, чтобы
людям найти друг друга и договориться между собой. Четвертая -
спецификация и охрана прав собственности. И наконец, пятая - защита от оппортунистического поведения или сведение связанных с ним
затрат к минимуму. Институты не имеют физического смысла, они
существуют исключительно в деятельности и через деятельность людей. Например, суд не состоится, если нет судьи, фондовая биржа не
будет выполнять своих функций, если в торгах никто не участвует.
Существуют институты формальные (жесткие) и неформальные
(мягкие). Формальные институты закрепляются законодательно, а
неформальные представляют собой обычаи, традиции, стереотипы
поведения, образы мыслей, которые разделяются большинством населения или какой-либо социальной группой. Неформальные институты могут не совпадать с законом, быть нейтральными по отношению к закону или совпадать с законом. Институты позволяют предсказать результаты определенной совокупности действий, т.е. социальную реакцию на эти действия, и тем самым облегчают проблему
выбора и привносят в экономическую действительность устойчивость. Институты обеспечивают свободу и безопасность действий
индивида в определенных рамках, что исключительно высоко ценится экономическими агентами. Различают институциональную рамку
№ 1, в пределах которой человек свободен в действиях, когда его не
накажет закон, и институциональную рамку № 2, в пределах которой
человек свободен в действиях, когда его не накажет общественное
мнение. Институты наследуются, обладают преемственностью и могут быть заимствованы. Им присуща система стимулов. Заинтересованность в существовании института не возникнет, если нет системы
стимулов - позитивных (вознаграждение за следование определенным правилам) и негативных (наказание вследствие нарушения определенных правил). И наконец, институты снижают транзакционные
затраты так же, как технологии сокращают трансформационные издержки.
Взаимодействие экономических интересов составляет основное
содержание экономической жизни общества. Преследуя свои интересы, люди сталкиваются между собой и приносят друг другу ущерб, поэтому первая функция институтов -
регулирование поведения людей, чтобы они не причиняли сами себе
ущерба или чтобы он чем-то компенсировался. Вторая функция институтов - организация процесса передачи информации или обучение. Третья - минимизация усилий, которые тратятся на то, чтобы
людям найти друг друга и договориться между собой. Четвертая -
спецификация и охрана прав собственности. И наконец, пятая - защита от оппортунистического поведения или сведение связанных с ним
затрат к минимуму. Институты не имеют физического смысла, они
существуют исключительно в деятельности и через деятельность людей. Например, суд не состоится, если нет судьи, фондовая биржа не
будет выполнять своих функций, если в торгах никто не участвует.
Существуют институты формальные (жесткие) и неформальные
(мягкие). Формальные институты закрепляются законодательно, а
неформальные представляют собой обычаи, традиции, стереотипы
поведения, образы мыслей, которые разделяются большинством населения или какой-либо социальной группой. Неформальные институты могут не совпадать с законом, быть нейтральными по отношению к закону или совпадать с законом. Институты позволяют предсказать результаты определенной совокупности действий, т.е. социальную реакцию на эти действия, и тем самым облегчают проблему
выбора и привносят в экономическую действительность устойчивость. Институты обеспечивают свободу и безопасность действий
индивида в определенных рамках, что исключительно высоко ценится экономическими агентами. Различают институциональную рамку
№ 1, в пределах которой человек свободен в действиях, когда его не
накажет закон, и институциональную рамку № 2, в пределах которой
человек свободен в действиях, когда его не накажет общественное
мнение. Институты наследуются, обладают преемственностью и могут быть заимствованы. Им присуща система стимулов. Заинтересованность в существовании института не возникнет, если нет системы
стимулов - позитивных (вознаграждение за следование определенным правилам) и негативных (наказание вследствие нарушения определенных правил). И наконец, институты снижают транзакционные
затраты так же, как технологии сокращают трансформационные издержки.
Взаимодействие экономических интересов составляет основное
содержание экономической жизни общества. 

Антагонистическое взаимодействие выражается в несогласованности экономических и институциональных интересов, в крайней
степени - в их противоположности. Классический пример такого типа
взаимодействия - это конфликт экономических интересов акционеров
и институциональных интересов менеджеров в корпорации, так называемая проблема "принципал-агент". Соответственно, солидаристическое взаимодействие экономических и институциональных интересов характеризуется как однонаправленность интересов субъектов экономических отношений.
По способу осуществления взаимодействия экономических и институциональных интересов можно разделить на шаблонные и инновационные. Инновационное взаимодействие предполагает генерацию
институциональных инноваций в процессе реализации экономических и институциональных интересов.
Различают пять основных форм взаимодействия экономических
и институциональных интересов:
1) взаимореализуемость - наиболее приемлемый результат взаимодействия интересов всех участвующих сторон в максимально возможной степени;
2) кооперация - зависимость и одновременно свобода в реализации экономических и институциональных интересов, сознательное стремление субъектов экономики претворять в жизнь как собственные интересы, так и интересы других экономических субъектов в целях нивелирования действия внешних эффектов и обеспечения стабильного функционирования тех институтов, которые позволяют
максимизировать результаты хозяйственной деятельности;
3) комплементарность - взаимообусловленность экономических
и институциональных интересов, что выражается в невозможности
качественного изменения одних без трансформации других;
4) конкуренция - противодействие экономических и институциональных интересов с целью отбора наиболее эффективных норм,
моделей поведения и ограничений, обеспечивающее устойчивое экономическое развитие;
5) конфликт - несоответствие экономических интересов институциональным и наоборот, что выражается в невозможности их эффективного взаимодействия.
В условиях становления постиндустриального общества выявлено
еще несколько форм взаимодействия экономических и институциональных интересов. Коэрцитивное взаимодействие возникает в ситуации, когда принудительные силы возникают формально или неформально в результате воздействия на фирму других институтов. Коэрцитивное взаимодействие можно трактовать следующим образом. Поведение любого экономического субъекта обусловлено его экономическими и институциональными интересами. В упрощенном виде главным экономическим интересом является максимизация дохода, а ведущим институциональным интересом - снижение транзакционных
издержек. При этом в обществе существует сложившаяся система правил, ограничений и стандартных процедур, закрепленных юридически.
Вступая в экономические отношения, любой субъект должен подчиняться этим установкам. Однако не всегда существующие правовые
рамки способствуют реализации экономических и институциональных
интересов. В итоге формируются неформальные правила и ограничения, при воздействии которых изменяется поведение экономического
субъекта в сторону преобладания оппортунизма.
Миметическое (подражательное) взаимодействие возникает из-за
неопределенности во внешней среде, которая вынуждает организации перенимать те практики, которые считаются "наилучшими", что
зачастую приводит к увеличению масштабов теневой экономики. В
целом взаимодействие экономических и институциональных интересов в рыночной экономике направлено на достижение следующих целей.

 Реализация экономических и институциональных интересов характеризуется асимметричностью.
Первый тип проявления асимметрии связан с ее наличием в самой структуре экономических интересов, что обусловливается высокими темпами экономической трансформации в России. За последние
20 лет российская экономика пережила переход от административнокомандной системы к рыночной, "шоковую терапию" при ускоренной либерализации в 90-е гг. ХХ в., и с 2000 г. вектор развития направлен в сторону формирования инновационно восприимчивой постиндустриальной экономики. При этом далеко не во всех сферах экономики сложились объективные предпосылки к таким преобразованиям. Кроме того, не развились до определенного уровня экономические интересы, отсутствуют согласованность и равновесие между
экономическими интересами индивидов, фирм и государства.

Государство в такой ситуации должно стать тем местом, в котором встретятся и согласуют свои интересы индивид и бизнес. Экономический интерес новаторов составляют реализация новых идей,
создание новых технологий и выпуск новой продукции, в то время
как экономический интерес консерваторов сводится к как можно более длительному сохранению позиций в области технологии и продуктов.
Второй вариант демонстрирует асимметрию институциональных
интересов, которая выражается в существовании потребности у тех
или иных экономических агентов в наборе институтов, необходимых
для их экономического существования. Последние 10 лет в России
многие экономисты и политологи характеризуют как период строительства государственного капитализма, что привело к усилению роли государства в экономике. Естественно, в этот период государство
проявляло заинтересованность в новых институтах, позволяющих
расширить сферы своего воздействия на экономику при сохранении
приоритета формирования инновационной экономики. Таким институтом, в частности, стали госкорпорации. Однако бизнес не проявил
такого же интереса к госкорпорациям, как минимум, по двум причинам: 1) в связи с тем, что госкорпорации стали быстро демонстрировать негативные экстерналии; 2) в связи с огромными финансовыми
вливаниями в госкорпорации были упущены возможности инвестирования в предприятия реального сектора, которые составляют жизнеспособный инновационный сегмент в нем. И наконец, зачастую так
называемые старые институты становятся тормозом для становления
новых институциональных форм, что выражается в высоких транзакционных издержках по выращиванию новых институтов.
Третий вариант асимметрии связан со взаимодействием экономических интересов с институциональной средой. Институциональная среда - это совокупность правил, норм и ограничений, образующих экономические, политические, социальные и юридические рамки взаимодействия между субъектами, т.е. экономическим интересам
хозяйствующего субъекта не соответствует система существующих
институтов. Наиболее ярким примером могут служить реформы по
принципу "шоковой терапии". Реформы были осуществлены по революционному типу "сверху"; при этом существовавшая институциональная среда оказалась просто не подготовлена к ним.
В условиях формирования постиндустриальной экономики наблюдается похожая ситуация: преобразования осуществляются большей частью "сверху", но не создаются объективные предпосылки и условия для масштабной инноватизации экономики.
Четвертый вариант проявления асимметрии интересов логическим путем вытекает из предыдущего, когда в результате преобразований в неподготовленной экономической среде генерируются институты низкого качества (неэффективные нормы, неустойчивые институты, теневая экономика). В конечном итоге такие интересы хозяйствующих субъектов приводят к негативным последствиям.
Существующая асимметрия между экономическими и институциональными интересами приводит к таким негативным последствиям, как перекос в сторону природоемких (сырьевых) экспортоориентированных отраслей при снижении доли технологичных отраслей:
доля машиностроения в промышленном производстве в 2013 г. составила 22,2 % (пороговое, критическое значение данного показателя равно 20%); слабо финансировались интеллектуальные отрасли, в частности наука и образование.
Как показывает мировой опыт, устойчивость национальной экономики в современных условиях в решающей степени зависит от развития науки, образования, высоких технологий, поскольку XXI в. -
это век вступления человечества в постиндустриальную эпоху развития с ее новыми производственными ресурсами - информацией и
знаниями.
В нашей стране государственные расходы на научные исследования в 2013 г. (0,64% ВВП) оказались ниже предельно допустимого
уровня с точки зрения экономической безопасности (2% ВВП). Динамику госрасходов на науку отражает табл. 3. Российские ученые не
имеют достойных условий для реализации своих способностей в нашей стране. Интеллектуальная миграция, или так называемая "утечка
умов", - яркий пример несогласованности интересов государства и
научной интеллигенции.
Сбалансированность экономических и институциональных интересов обеспечивается при условии выполнения некоторых условий:
 функционирование институтов, адекватных экономическим интересам;
 наличие в экономической системе институционального равновесия;
 минимальный уровень транзакционных издержек.
Следует отметить, что баланс экономических и институциональных интересов является основой для обеспечения институциональной
устойчивости экономической системы, в нашем случае - постиндустриальной экономики. В современной экономике реализация экономических и институциональных интересов усложняется с связи с
глобализацией и все большей виртуализацией экономических и институциональных отношений. На наш взгляд, процесс обеспечения
сбалансированности экономических и институциональных интересов
в постиндустриальном обществе крайне сложен и многогранен, что
объясняется вполне объективной причиной: постиндустриальная
экономическая система институционально более сложна и нестабильна по сравнению с индустриальной экономикой.
Таким образом, необходимо отметить, что сбалансированность
экономических и институциональных интересов проявляется на рынке институтов, в эффективном функционировании институтов, в минимальном уровне транзакционных издержек, в достаточно высоких
темпах формирования постиндустриальной экономики. Баланс интересов является основой для обеспечения институциональной устойчивости постиндустриальной экономики.






Эта лекция ещё не готова к использованию.

Контакты

Россия 443090, г. Самара, ул. Советской Армии,141

Телефон : 8 (846) 933-88-67 (487 внутр.)

Email : support@sseu.ru

Соц. сети

Copyright © 2017 - Developed by LMSACE.com. Powered by Moodle

Вы используете гостевой доступ (Вход)
Сводка хранения данных
Загрузить мобильное приложение Яндекс.Метрика
На платформе Moodle