КЛИРИНГ 

(англ. clearing — очистка) — 1. Определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств (ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»). Клиринг опосредуется договором об оказании клиринговых услуг между участниками клиринга (обязательства которых допущены к клирингу) и имеющими соответствующую лицензию клиринговыми организациями. Деятельность по оказанию клиринговых услуг осуществляется в соответствии с утвержденными клиринговой организацией правилами клиринга, зарегистрированными в установленном порядке Банком России. Зарождение клиринга в основном обусловлено предпосылками, характерными также и для института прекращения обязательства зачетом встречных требований: оптимизация деловых отношений путем устранения необходимости обмениваться однородными активами. Клиринг появляется как следствие усложнения экономической жизни. С первой половины XVIII в. в практике Ост-Индской компании использовался «прямой клиринговый расчет», который подразумевал совершение зачета встречных требований каждой пары торговых партнеров. С конца XIX в. в практику приходит «кольцевой клиринговый расчет» (прообраз многостороннего клиринга), который позволял упростить и ускорить клиринговые операции (зачет проводился в отношении совокупности всех обязательств участников одной системы торгов), а также исключал согласование операций по зачету встречных требований непосредственно между контрагентами (осуществлялся независимыми учреждениями). В 1925 году в Чикаго была учреждена одна из старейших из действующих поныне самостоятельных клиринговых организаций (The Board of Trade Clearing Corporation, сейчас — The Clearing Corporation). В СССР, а также в системе СЭВ действовали схожие с клирингом механизмы (децентрализованные зачеты взаимных требований социалистических предприятий внутри СССР, а также клиринг во внешнеэкономической деятельности в рамках СЭВ). 72 В отечественной правовой науке клиринг является предметом исследований Д. А. Вавулина, И. А. Исаева, С. А. Крысина, А. С. Харина и др. Целью клиринга является упрощение взаимоотношений сторон при расчетах и поставках. Клиринг позволяет исключить необходимость использования значительных финансовых ресурсов или товаров, направляемых во встречных направлениях, сократить до экономически обусловленного минимума количество транзакций по сделкам (число сделок остается неизменным в результате клиринга), а также позволяет определить подлежащее исполнению обязательство стороны (сумму долга или объем подлежащего поставке товара) за вычетом причитающегося ей исполнения от другой стороны. В результате клиринга окончательно определяются должник и кредитор среди участников предпринимательской деятельности, имеющих друг перед другом встречные однородные требования из различных сделок. Выделяются двусторонний и многосторонний клиринг. Двусторонний клиринг — определение клиринговой организацией подлежащих исполнению обязательств каждой пары участников клиринга и их зачет. Чаще используется многосторонний клиринг с участием клиринговой организации в качестве стороны расчетов (центральный контрагент). При многостороннем клиринге определяется чистое сальдо каждого в отдельности участника клиринга путем соотношения прав требования, принадлежащих участнику клиринга, с его обязанностями по отношению к совокупности остальных участников клиринга, обязательства которых допущены к клирингу. Многосторонний клиринг именуется неттингом. В соответствии с Федеральным законом «О клиринге и клиринговой деятельности» под неттингом понимается полное или частичное прекращение обязательств, допущенных к клирингу, зачетом и (или) иным способом, установленным правилами клиринга (ст. 2). Клиринг с участием центрального контрагента — разновидность многостороннего клиринга, характеризуется тем, что стороной всех сделок, обязательства из которых допущены к клирингу, является клиринговая организация (центральный контрагент). Центральный контрагент выступает кредитором (или должником) по отношению ко всем участникам клиринга и по отношению к которому определяются обязательства всех участников клиринга. В ходе осуществления клиринга осуществляется подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения обязательств, допущенных к клирингу. Порядок прекращения и исполнения обязательств, а также подлежащие подготовке документы определяются правилами клиринга. В соответствии с правилами клиринга могут составляться расчетные документы, служащие основа- 73 нием для исполнения обязательств участников клиринга (проведение расчетов и (или) поставка товара). Клиринг преимущественно используется при проведении организованных торгов биржами (торговыми системами) и обусловлен значительным числом совершаемых участниками торгов сделок ежедневно, а также тем, что большая часть сделок на бирже приводит не к реальным поставкам биржевого товара, а к взаиморасчетам между участниками торгов, преследующими получение спекулятивной прибыли от изменения цен на различные активы. Обеспечение исполнения обязательств, допущенных к клирингу, осуществляется за счет клирингового обеспечения (индивидуального и коллективного) в соответствии с Федеральным законом «О клиринге и клиринговой деятельности»; 2. Система безналичных расчетов по встречным обязательствам между государствами, кредитными организациями, юридическими лицами и другими субъектами за проданные друг другу товары, ценные бумаги, оказанные услуги, выполненные работы на основании сальдо баланса платежей.

» Глоссарий по гражданскому праву