Функции
спроса
Решение
задачи потребительского выбора называется точкой
спроса. Она зависит от цен
и дохода I и является функцией цен и дохода, т.е. функцией спроса. С
другой стороны, функция спроса представляет вектор-функцию вида
Таким
образом, функция спроса представляет набор n функций,
каждая из которых зависит от n + 1
аргумента:
…
Эти
функции называются функциями спроса соответствующих товаров.
Пример
1. Для набора из двух товаров на рынке, известных ценах на
них p1, p2,
доходе I найти
функции спроса, если функция полезности вида
Решение.
Дифференцируя функцию полезности, получим
Подставляя
выражения u¢1 и u¢2 в
,
получим систему
Из первого
уравнения следует, что затраты денежных средств на оба товара должны быть
одинаковыми, так как . Из второго уравнения получаем, что функции спроса
Таким образом,
расход на каждый товар составляет половину дохода потребителя, а количество
приобретенного товара равно затраченной на него сумме, поделенной на цену
товара.
Модель
потребительского спроса с функцией полезности
мультипликативного вида
(1)
где ai -
минимально необходимое количество i-го товара.
Набор
товаров можно
рассматривать в качестве минимальной корзины потребления. Для приобретения
минимального набора
необходимо, чтобы
доход был больше стоимости этого набора, т.е.
(2)
Показатели
степеней ai > 0 в (1) характеризуют
относительную "ценность" соответствующих товаров для потребителя.
Добавив
к функции (1) бюджетные ограничения, получим задачу потребительского выбора,
которую называют моделью Р. Стоуна. Приравняв к нулю частные производные функции Лагранжа L по всем переменным, получим систему n + 1
уравнений:
Из
соотношений получаем выражения для неизвестных xi:
(3)
Умножим
каждое из уравнений (3) на lpi и
просуммируем по i, получим
Отсюда
отношение
будет иметь вид
(4)
Подставляя
это выражение в (2), получим в окончательном виде формулы функций спроса:
Рассмотрим
частный случай модели Стоуна.
В этом
случае из (4) получаем
т.е.
доход I делится
на n равных
частей и количество приобретаемого i-го товара обратно пропорционально его цене. В этом случае
спрос растет при росте дохода с единичной эластичностью и уменьшается с ростом
цены с эластичностью, равной минус единице.