Тема 11. Техника профессиональных продаж
Техника профессиональных продаж
Стадия |
Задачи персонала |
Вопросы, на которые персонал должен получить ответ |
Основные психологические приемы |
Приветствие |
Расположить клиента к себе |
Каково настроение клиента. К какому типу его можно отнести |
Наблюдение. Невербальные средства и каналы общения. Анализ |
|
|
|
первого впечатления, проявление заинтересованности, внимания. Доброжелательность, желание помочь. Использование приема «отзеркаливание». Создать раппорт, подстроиться (присоединиться) |
Сбор информации о клиенте |
Диагностировать стартовую ситуацию общения. Собрать полную информацию об интересах клиента, его вкусах и предпочтениях, взглядах и образе жизни и т.д. |
Что привело его в нашу фирму. Какие товары, услуги ему нужны. В чем состоит выгода для клиента. Чего он хочет. Что для него предпочтительнее |
Наблюдение. Активное слушание. Специальные вопросы |
Аргументирование (презентация) предложения |
Действие персонала в соответствии с ситуационной моделью продаж. На чем акцентировать свое внимание: на контакте, товаре или воздействовать на клиента косвенными методами |
На каких свойствах товара сделать акцент. Какие приемы убеждения помогут осветить преимущества предложения. Какие приемы убеждения подходят к данному типу клиента |
Наблюдение. Невербальные средства и каналы общения. Приемы презентации наших предложений, убеждения клиента, помогающие ему принять решение. Управление процессом общения с клиентом |
Реагирование на конфликтные ситуации |
Определить тип критики: обобщенная; несправедливая; справедливая |
Какие приемы предотвращения или устранения конфликтной ситуации подходят к данному типу критики и конкретному клиенту |
Запрещено использование неэффективных приемов реагирования на критику: оскорбления; ответная критика; обман; - выражение недовольства через невербальные каналы общения. Необходимо использовать приемы реагирования на критику |
Работа с сомнениями и возражениями клиентов |
Рассмотреть все аргументы «за» и «против». Развеять сомнения и возражения клиента. Убедить в выгодности нашего предложения. Предложить аргументированные варианты |
Как усилить интерес клиента, несмотря на его сомнения |
Наблюдение. Специальные вопросы. Приемы работы с сомнениями и возражениями клиента |
Завершение беседы |
Подвести клиента к окончательному решению |
С помощью каких приемов легче подвести клиента к завершению беседы и принятию решения |
Приемы завершения беседы |
От того, как продавец сможет установить контакт с потенциальным покупателем, зависит то, как будет протекать процесс продажи. Чем больше усилий будет затрачено на установление позитивного контакта с клиентом, тем меньше усилий придется приложить на последующих этапах сделки.
В первые 30 секунд общения формируется и первое впечатление, которое очень быстро возникает и ведет к формированию образа партнера.
Начало беседы - очень важный этап. Задачи этого этапа следующие:
1) установить контакт с собеседником;
2) создать рабочую атмосферу;
3) привлечь внимание к предстоящему деловому разговору.
Начальный этап беседы имеет, прежде всего, психологическое значение.
Первые фразы часто решающим образом воздействуют на собеседника, т.е. на его решение: выслушивать вас дальше или нет. Собеседники обычно бывают более внимательны в начале разговора.
Можно рекомендовать некоторые приемы, способствующие налаживанию отношений в первые минуты встречи.
Комплиментарный подход. Большинство людей заинтересовано в получении положительных отзывов о себе и своей фирме. Поэтому они положительно относятся к комплиментам, только надо научиться делать их в тонкой и искренней манере. Скрытый комплимент более эффективен, чем прямой, который может быть сочтен лестью.
Пример.
«Всегда интересно иметь дело с такой компанией, как Ваша, находящейся на самом острие технического прогресса».
Подход со ссылкой. В целях установления контакта можно упомянуть несколько довольных вашей работой клиентов, знакомых покупателю и пользующихся его уважением.
Подход с представлением образца. Легче совершить продажу, когда покупатель уже попробовал товар и остался доволен. Поэтому надо уметь предложить опробовать продукцию, пригласить на презентацию или семинар.
Подход с указанием преимуществ. Он основан на умении дать четкое описание полученных покупателем преимуществ, начинается с их упоминания.
Драматический подход. Он связан с использованием неожиданного способа для привлечения внимания клиента, если остальные подходы оказались безуспешными.
Подход с демонстрацией образца товара. Надо позволить покупателю с самого начала встречи увидеть, что ему предлагают, продемонстрировать, дать попробовать, чтобы повлиять на его восприятие. Потом будет легче перейти к презентации.
Подход с вопросами. Надо научиться вовлекать потенциального покупателя в общение на раннем этапе встречи. Вопросы способствуют вовлечению, потому что ответы ожидаются от покупателя.
Однако плохо звучат и воспринимаются вопросы: «Чем я Вам могу помочь?», «Могу ли я Вам помочь?».
Покупатели часто отказываются от предложения помощи только потому, что не хотят быть чем-то обязанными. Кроме того, люди не любят, когда на них давят. Особенно неприятна клиенту манера некоторых менеджеров следить за ними во время перемещения по торговому залу.
Лучше использовать формулировки, подобные этим: «Какие качества или преимущества имеют для вас особое значение, когда вы покупаете этот товар?».
Предварительный подход. Поскольку в момент встречи есть только один шанс позитивно начать презентацию, менеджеру, использующему данный вариант подхода, следует непременно вызвать интерес и плавно перейти к нужной теме. После первой неудачной попытки вступления в контакт не надо сразу же делать вторую попытку. Применяя этот подход, необходимо назвать свое имя и свою компанию.
Пример.
«Я - Александров из компании «Эстет». Мне назначена встреча на 14 часов».
Для продавца-консультанта очень важно правильно диагностировать стартовую ситуацию общения с клиентом, поскольку ошибка часто приводит к прекращению взаимодействия.
Могут быть предложены следующие варианты завязывания контакта с покупателями.
Подойти с открытым вопросом: «Вас что-то заинтересовало?», «Что Вам понравилось?» или с альтернативным вопросом: «Вас интересует свитер или кофта?».
Помощь предлагать можно в привязке к конкретному товару или рекламной акции. Не просто спрашивать «Что Вам понравилось?», а фокусировать вопрос-предложение: «Вы знаете, этот свитер есть еще и в синем цвете», «На изделия из шерсти у нас сегодня действует скидка 20%».
Если изделие находится в витрине, эффективным может быть предложение показать его поближе.
Пассивно-провоцирующий вариант: подойти и произнести фразу «Если Вы хотите что-либо примерить или понадобится помощь, обращайтесь ко мне» и продолжить свой путь. При этом срабатывает эффект уходящей возможности - покупатель чувствует, что он что-то теряет и стремится вернуть продавца.
С постоянным покупателем следует сразу же вступать в контакт, приветствуя его и сопровождая по торговому залу. Обслуживать постоянных клиентов должен продавец-консультант, с которым у него установлен доверительный контакт. Полезно обращаться по имени, делать комплименты («Как Вам идет этот костюм», «Вы прекрасно выглядите, отпуск пошел Вам на пользу»).
Если клиент сразу же направляется к какой-либо модели или к продавцу, следует вступить с ним в контакт.
При установлении контакта с потенциальным покупателем не рекомендуется:
использовать вопросы, начинающиеся с частицы «не»: «Не могу ли я Вам помочь?», «Не хотите ли примерить?»;
использовать закрытые вопросы: «Я могу Вам помочь?», «Вы хотите посмотреть?»; отвечать на вопросы клиента: «Нет», «Не знаю» и т.д.; задавать абстрактные вопросы: «Что-то подсказать?», «Чем-то помочь?». Целью любой презентации товара является повышение заинтересованности потенциального покупателя. Только лучше узнав характеристики товара и увидев те возможности, которые он открывает, клиент может принять решение о покупке.
Продавец должен выявить ведущие потребности потенциального покупателя, которые связаны с его базовыми потребностями:
безопасность - если вы определили, что для клиента важнее всего ощущение безопасности, во время презентации делайте упор на гарантиях, надежности, долговечности изделия;
выгода - если клиент стремится к экономии, хочет купить по более низкой цене, следует акцентировать его внимание на этих аспектах покупки;
новизна - желание покупателя приобрести самые новые варианты продукции может быть удовлетворено предложением ему эксклюзивных образцов;
комфорт - если клиент с рациональным мышлением ценит удобство и комфорт, надо подчеркнуть эти качества в предлагаемом изделии;
престиж - если можно сыграть на желании покупателя чувствовать свою исключительность, презентуя товар, следует подчеркнуть его уникальность;
привязанность - если
клиент придерживается консервативных взглядов, предпочитает традиционные
модели, надо подобрать изделия такого стиля, той же марки.