Замкнутые
СМО
До сих пор мы рассматривали
системы, в которых входящий поток никак не связан с выходящим. Такие системы
называются разомкнутыми. В некоторых же случаях обслуженные требования после задержки
опять поступают на вход. Такие СМО называются замкнутыми. Поликлиника,
обслуживающая данную территорию, бригада рабочих, закрепленная за группой
станков, являются примерами замкнутых систем.
В замкнутой СМО циркулирует
одно и то же конечное число потенциальных требований. Пока потенциальное
требование не реализовалось в качестве требования на обслуживание, считается,
что оно находится в блоке задержки. В момент реализации оно поступает в саму
систему. Например, рабочие обслуживают группу станков. Каждый станок является
потенциальным требованием, превращаясь в реальное в момент своей поломки. Пока
станок работает, он находится в блоке задержки, а с момента поломки до момента
окончания ремонта - в самой системе. Каждый рабочий является каналом обслуживания.
Пусть n - число каналов обслуживания, s
- число потенциальных заявок, n<s, - интенсивность потока
заявок каждого потенциального требования, μ -интенсивность обслуживания:
ρ=.
Вероятность простоя системы определяется
формулой
Р0=.
Финальные вероятности состояний системы
Pk= при k<n, Pk=
при
.
Через эти
вероятности выражается среднее число занятых каналов
=P1+2P2+…+n(Pn+Pn+1+…+Ps) или
=P1+2P2+…+(n-1)Pn-1+n(1-P0-P1-…-Pn-1).
Через находим абсолютную
пропускную способность системы
A=,
а также среднее число заявок
в системе
М=s-=s-
.
Пример 1. На вход трехканальной СМО
с отказами поступает поток заявок с интенсивностью =4 заявки в минуту,
время обслуживания заявки одним каналом tобсл=1/μ
=0,5 мин. Выгодно ли с точки зрения пропускной способности СМО заставить все
три канала обслуживать заявки сразу, причем среднее время обслуживания уменьшается
втрое? Как это скажется на среднем времени пребывания заявки в СМО?
Решение. Находим вероятность простоя
трехканальной СМО по формуле
ρ =
/μ =4/2=2, n=3,
Р0==
=
0,158.
Вероятность отказа
определяем по формуле
Ротк=Рn==
Pотк=
0,21.
Относительная пропускная
способность системы
Робсл=1-Ротк1-0,21=0,79.
Абсолютная пропускная
способность системы
А= Робсл
3,16.
Среднее число занятых
каналов определяем по формуле
1,58, доля каналов, занятых обслуживанием,
q=0,53.
Cреднее время пребывания
заявки в СМО находим как вероятность того, что заявка принимается к обслуживанию,
умноженную на среднее время обслуживания: tСМО0,395 мин.
Объединяя все три канала в
один, получаем одноканальную систему с параметрами μ =6, ρ =2/3. Для одноканальной системы вероятность простоя
Р0==
=0,6,
вероятность отказа
Ротк=ρ Р0==0,4,
относительная пропускная
способность
Робсл=1-Ротк=0,6,
абсолютная пропускная
способность
А= Робсл=2,4.
Среднее время пребывания
заявки в СМО
tСМО=Робсл=
=0,1 мин.
В результате объединения
каналов в один пропускная способность системы снизилась, так как увеличилась
вероятность отказа. Среднее время пребывания заявки в системе уменьшилось.
Пример 2. На вход трехканальной СМО
с неограниченной очередью поступает поток заявок с интенсивностью =4 заявки в час,
среднее время обслуживания одной заявки t = 1/μ =0,5 ч. Найти
показатели эффективности работы системы.
Для
рассматриваемой системы n=3, =4, μ =1/0,5=2,
ρ =
/μ =2, ρ /n=2/3<1. Определяем вероятность
простоя по формуле
Р=
.
P0==1/9.
Среднее число заявок в очереди
находим по формуле
L=.
L==
.
Среднее время ожидания
заявки в очереди считаем по формуле
t=.
t==
0,22
ч.
Среднее время пребывания
заявки в системе
Т=t+0,22+0,5=0,72.
Пример
3. В парикмахерской работают 3 мастера, а в зале ожидания расположены 3
стула. Поток клиентов имеет интенсивность =12 клиентов в час. Среднее время обслуживания tобсл=20 мин. Определить относительную и
абсолютную пропускную способность системы, среднее число занятых кресел,
среднюю длину очереди, среднее время, которое клиент проводит в парикмахерской.
Для данной задачи n=3, m=3,
=12, μ =3, ρ =4, ρ /n=4/3. Вероятность простоя определяем по формуле
Р0=.
P0=0,012.
Вероятность отказа в
обслуживании определяем по формуле
Ротк=Рn+m =
.
Pотк=Pn+m0,307.
Относительная пропускная
способность системы, т.е. вероятность обслуживания
Pобсл=1-Pотк1-0,307=0,693.
Абсолютная
пропускная способность
А=Робсл
12
.
Среднее
число занятых каналов
.
Средняя
длина очереди определяется по формуле
L=
Среднее
время ожидания обслуживания в очереди
t= ч.
Среднее
число заявок в СМО
M=L+.
Среднее
время пребывания заявки в СМО
Т=М/0,36 ч.
Пример
4. Рабочий
обслуживает 4 станка. Каждый станок отказывает с интенсивностью =0,5 отказа в час,
среднее время ремонта tрем=1/μ =0,8 ч.
Определить пропускную способность системы.
Эта задача рассматривает замкнутую СМО, μ =1,25, ρ =0,5/1,25=0,4. Вероятность простоя рабочего определяем по формуле
Р0=.
.
Вероятность занятости
рабочего Рзан=1-Р0
. Если рабочий занят, он налаживает μ станков в
единицу времени, пропускная способность системы А=(1-P0)μ=0,85μ
станков в час.