ТЕОРИЯ ИГР

 

Пример 1. Рассмотрим игру, представленную платежной матрицей

.

 

 

Решение

 ; . Элементы стратегий А2 и А4 одинаковы, одну из них можно исключить. Все элементы стратегии А2 меньше элементов стратегии А1, следовательно, А2 можно исключить. Все элементы А5 меньше А3, исключаем А5.

.

 

 

Для второго игрока, сравнивая В1 и В4, исключаем В1; сравнивая В2 и В5 , исключаем В2.

В результате преобразований получим матрицу

.

 

 

Пример 2. Найти решение игры, заданной платежной матрицей

 

 

Решение     

Игра не имеет седловой точки. Оптимальное решение следует искать в области смешанных стратегий. Построим на плоскости отрезки, соответствующие стратегиям второго игрока.

 

 

 

                                                      

                                                     К      

                                                                  

                                                              

                                              

                                0          х2          х1    1             х

По формулам

 ,

 ,

 

находим оптимальные стратегии и цену игры       .

Ответ. Оптимальные смешанные стратегии игроков   и , цена игры составляет

Данный ответ означает следующее:

-  если первый игрок с вероятностью  будет применять первую стратегию и с вероятностью  вторую, то при достаточно большом количестве игр с данной матрицей его выигрыш в среднем составит не менее ;

-  если второй игрок с вероятностью  будет применять первую стратегию и с вероятностью  вторую, то при достаточно большом количестве игр с данной матрицей его проигрыш в среднем составит не более .

Пример 3. Найти решение игры, заданной платежной матрицей

.

 

 

Решение     

Игра не имеет седловой точки. Оптимальное решение следует искать в области смешанных стратегий. Построим на плоскости отрезки, соответствующие стратегиям второго игрока.

 

 


                                 В4                                  В1

 

                                 В1                                  В3

 

                                  В2          К                     В4

                                  В3                               В2

                                      0   х2            х1         1             х

 

Нижней границей выигрыша для игрока А является ломаная В3 К В2. Стратегии В3 и В2 являются активными стратегиями игрока В. Точка их пересечения К определяет оптимальные стратегии игроков и цену игры. Второму игроку не выгодно применять стратегии В1 и В4, поэтому вероятность их применения равна 0, т.е. у1=0 и у4=0.

Решение игры сводится к решению игры с матрицей

.

 

 

По формулам находим оптимальные стратегии и цену игры:

             

Ответ. Оптимальные смешанные стратегии игроков  и , цена игры составляет

Данный ответ означает следующее:

-  если первый игрок с вероятностью  будет применять первую стратегию и с вероятностью  вторую, то при достаточно большом количестве игр с данной матрицей его выигрыш в среднем составит не менее  ;

-  если второй игрок с вероятностью  будет применять вторую стратегию, с вероятностью  третью и не применять первую и четвертую, то при достаточно большом количестве игр с данной матрицей его проигрыш в среднем составит не более .

Пример 4. Найти решение игры, заданной платежной матрицей

 

 

Решение

Игра не имеет седловой точки. Оптимальное решение следует искать в области смешанных стратегий. Построим на плоскости отрезки, соответствующие стратегиям второго игрока.

  

                                                                 А4

                             А2                               

                                                  К     М     А3

                             А1                                  А1

 

                            А3               v                   А2

 

                           А4   0      у2           у1     1             y

 

 

Верхней границей проигрыша для игрока В является ломаная А2КМА4. Стратегии А1 и А2 являются активными стратегиями игрока А. Точка их пересечения К определяет оптимальные стратегии игроков и цену игры. Первому игроку не выгодно применять стратегии А3 и А4, поэтому вероятность их применения равна 0, т.е. х3=х4=0.

Решение игры сводится к решению игры с матрицей :

.

 

 

Пример 5. Найти решение игры, заданной платежной матрицей

,

 

 

Решение     

Игра не имеет седловой точки. Оптимальное решение следует искать в области смешанных стратегий.

Для определения оптимальной стратегии игрока А имеем следующую задачу линейного программирования.

 

 

.

Для оптимальной стратегии В имеет следующую задачу линейного программирования:

 

 

.

Оптимальные решения пары двойственных задач имеют вид

.

 

Учитывая соотношения между хi и ti; yj и sj, а также равенство  находим оптимальные стратегии игроков и цену игры

.

 

Пример 6. В приближении посевного сезона фермер Иванов имеет четыре альтернативы: A1 - выращивать кукурузу, A2 - выращивать пшеницу, A3 - выращивать овощи, A4 - использовать землю под пастбища. Платежи, связанные с указанными возможностями, зависят от количества осадков, которые условно можно разделить на четыре категории: B1 - сильные осадки, B2 - умеренные осадки, B3 - незначительные осадки,
B4 - засушливый сезон.

Платежная матрица в тысячах рублей оценивается следующим образом:

 

 

Что должен посеять Иванов?

Решение

1.     Согласно критерию Вальда рекомендуется применять максимальную стратегию.

 

Следует сеять пшеницу.

2.     Воспользуемся критерием Сэвиджа. Составим матрицу рисков, элементы которой находим по формуле

.

 

 

 

Оптимальная стратегия определяется выражением

.

 

Найдем .

В соответствии с этим критерием следует сеять пшеницу.

3.     Воспользуемся критерием Гурвица. Оптимальная стратегия определяется по формуле

,

 

где  - степень оптимума и изменяется в диапазоне , предположим ,

,

 

т.е. следует принять решение о посеве пшеницы.

4.  Если принять известным распределение вероятностей для различных состояний природы, например считать эти состояния равновероятными

,

 

то для принятия решения следует найти математические ожидания выигрыша

,

,

,

,

 

так как максимальное значение имеет М2, то следует сеять пшеницу.