ТЕОРИЯ ИГР
Пример 1. Рассмотрим игру,
представленную платежной матрицей
.
Решение
;
. Элементы стратегий А2
и А4 одинаковы, одну
из них можно исключить. Все элементы
стратегии А2
меньше элементов стратегии А1,
следовательно, А2 можно
исключить. Все элементы А5
меньше А3, исключаем А5.
.
Для второго игрока,
сравнивая В1
и В4, исключаем В1; сравнивая В2 и В5 , исключаем В2.
В результате преобразований
получим матрицу
.
Пример 2. Найти решение игры, заданной
платежной матрицей
Решение
Игра не имеет
седловой точки. Оптимальное решение следует искать в области смешанных стратегий. Построим на плоскости
отрезки, соответствующие стратегиям второго игрока.
К
0 х2 х1 1 х
По формулам
,
,
находим оптимальные
стратегии и цену игры
.
Ответ. Оптимальные смешанные
стратегии игроков и
, цена игры составляет
Данный ответ означает
следующее:
- если первый игрок с
вероятностью будет применять первую
стратегию и с вероятностью
вторую, то при достаточно
большом количестве игр с данной матрицей его выигрыш в среднем составит не
менее
;
- если второй игрок с
вероятностью будет применять первую
стратегию и с вероятностью
вторую, то при
достаточно большом количестве игр с данной матрицей его проигрыш в среднем
составит не более
.
Пример 3. Найти решение игры, заданной
платежной матрицей
.
Решение
Игра не имеет седловой
точки. Оптимальное решение следует искать в области смешанных стратегий. Построим на плоскости
отрезки, соответствующие стратегиям второго игрока.
В4 В1
В1 В3
В2 К В4
В3 В2
0 х2
х1 1 х
Нижней границей выигрыша для
игрока А
является ломаная В3 К В2.
Стратегии В3 и В2
являются активными стратегиями игрока В.
Точка их пересечения К определяет
оптимальные стратегии игроков и цену игры. Второму игроку не выгодно применять
стратегии В1
и В4, поэтому вероятность
их применения равна 0, т.е. у1=0
и у4=0.
Решение игры сводится к
решению игры с матрицей
.
По формулам находим оптимальные стратегии и цену игры:
Ответ. Оптимальные смешанные стратегии игроков и
, цена игры составляет
Данный ответ означает
следующее:
- если первый игрок с
вероятностью будет применять первую
стратегию и с вероятностью
вторую, то при
достаточно большом количестве игр с данной матрицей его выигрыш в среднем
составит не менее
;
- если второй игрок с
вероятностью будет применять вторую
стратегию, с вероятностью
третью и не применять
первую и четвертую, то при достаточно большом количестве игр с данной матрицей
его проигрыш в среднем составит не более
.
Пример 4. Найти решение игры, заданной
платежной матрицей
Решение
Игра не имеет
седловой точки. Оптимальное решение следует искать в области смешанных стратегий. Построим на плоскости
отрезки, соответствующие стратегиям второго игрока.
А4
А2
К М А3
А1 А1
А3 v
А2
А4 0 у2 у1 1 y
Верхней границей проигрыша
для игрока В
является ломаная А2КМА4. Стратегии А1 и
А2 являются активными
стратегиями игрока А. Точка их
пересечения К определяет оптимальные стратегии игроков и цену игры.
Первому игроку не выгодно применять стратегии А3 и А4, поэтому вероятность их применения равна 0,
т.е. х3=х4=0.
Решение игры сводится к
решению игры с матрицей :
.
Пример 5. Найти решение игры, заданной
платежной матрицей
,
Решение
Игра не имеет седловой
точки. Оптимальное решение следует искать в области смешанных стратегий.
Для определения оптимальной стратегии игрока А имеем следующую
задачу линейного программирования.
.
Для оптимальной стратегии В имеет следующую
задачу линейного программирования:
.
Оптимальные решения пары двойственных задач
имеют вид
.
Учитывая соотношения между хi и ti; yj и sj, а также равенство находим оптимальные
стратегии игроков и цену игры
.
Пример 6. В приближении посевного сезона
фермер Иванов имеет четыре альтернативы: A1 - выращивать кукурузу, A2 - выращивать пшеницу, A3 - выращивать овощи, A4 - использовать землю под
пастбища.
Платежи, связанные с указанными возможностями, зависят от количества осадков,
которые условно можно разделить на четыре категории: B1 - сильные осадки, B2 - умеренные осадки, B3 - незначительные осадки,
B4 - засушливый сезон.
Платежная матрица в тысячах рублей оценивается следующим образом:
Что должен посеять Иванов?
Решение
1. Согласно критерию Вальда
рекомендуется применять максимальную стратегию.
Следует сеять пшеницу.
2. Воспользуемся критерием
Сэвиджа. Составим матрицу рисков, элементы которой находим по формуле
.
Оптимальная стратегия
определяется выражением
.
Найдем .
В соответствии с этим
критерием следует сеять пшеницу.
3. Воспользуемся критерием
Гурвица. Оптимальная стратегия определяется по формуле
,
где - степень оптимума
и изменяется в диапазоне
, предположим
,
,
т.е. следует принять решение о посеве пшеницы.
4. Если принять известным
распределение вероятностей для различных состояний природы, например
считать эти состояния равновероятными
,
то для принятия решения
следует найти математические ожидания выигрыша
,
,
,
,
так как максимальное значение имеет М2,
то следует сеять пшеницу.