Графическим методом можно решать задачи линейного программирования с двумя переменными,
представленные в неканоническом виде, или сводящиеся к ним.
Рассмотрим следующую задачу: найти экстремум функции
при ограничениях:
х1³0, х2³0.
Решение задачи начинают с
построения области допустимых решений.
При этом возможны следующие случаи:
1. Область допустимых решений - пустое
множество. В этом случае задача линейного программирования не имеет оптимального решения из-за несовместности
системы ограничений.
2. Область допустимых
решений - единственная точка. Тогда задача линейного программирования имеет единственное и
оптимальное решение.
3. Область допустимых
решений - выпуклый многоугольник. В этом случае, чтобы найти оптимальное
решение задачи, можно найти координаты всех угловых точек многоугольника, вычислить
значения целевой функции во всех угловых точках и выбрать наибольшее (или
наименьшее) из этих значений. Координаты соответствующей угловой точки являются
оптимальным решением.
Существует и другой способ,
который позволяет сразу найти графически угловую точку, соответствующую
оптимальному решению.
Пусть с0 - некоторое число. Прямая является линией уровня целевой функции. В каждой
точке этой прямой целевая функция принимает одно и то же значение, равное с0. Вектор - градиент
целевой функции
перпендикулярен линиям уровня и показывает направление, в котором
эта функция возрастает с наибольшей скоростью. Выбирая из линий уровня,
проходящих через область допустимых решений, наиболее удаленную в направлении
вектора (в случае минимизации
- в противоположном направлении), определим
угловую точку, в которой целевая функция принимает максимальное (минимальное)
значение. Если экстремум достигается сразу в двух смежных угловых
точках, то, по теореме об альтернативном оптимуме,
оптимальным решением будет любая точка отрезка,
соединяющего эти точки:
,
.
4. Область допустимых решений - выпуклая
неограниченная область.
В этом случае экстремум может
не существовать из-за неограниченности целевой функции сверху в задаче на
максимум, т.е., или снизу в задаче на минимум, т.е.
, или находиться в одной из угловых точек области допустимых
решений.
Алгоритм
графического метода
1. Построить область допустимых
решений.
2. Построить вектор-градиент целевой
функции .
3. Построить семейство линий уровня,
перпендикулярных вектору , проходящих через область допустимых решений.
4. Выбрать линию уровня, проходящую
через область допустимых решений и наиболее удаленную в направлении вектора (или в противоположном
вектору
направлении - в задаче
на минимум). Определить угловые точки области, через которые она проходит.
5. Найти координаты точек экстремума
и значение целевой функции в этих точках.