Модель дуополии Чемберлина

 

            Модель количественной дуополии, предложенная американским экономистом Э.Чемберлином, предусматривает ответную реакцию конкурента на действия соперника. Каждый производитель исходит из предположения о том, что после принятия им решения об объеме выпуска  выпуск конкурента будет изменяться. В интересах каждого из  конкурентов действовать так, чтобы их совместная прибыль стала максимальной, что возможно при установлении монопольной цены. Условно пошаговое (а фактически одновременное) принятие решений приводит к достижению наиболее выгодного результата для обоих соперников без вступления их в открытый сговор.

            Предположим, что при выполнении условий, описанных в модели Курно, одна из фирм первой вступает на рынок. При отсутствии конкурента она назначает монопольный объем выпуска

,

планируя, что при монопольной цене

она получит оптимальную прибыль

.

Графическая иллюстрация этого этапа представляет собой выбор точки А на прямой спроса DD′.

            Конкурирующая фирма полагает, что выпуск первой фирмы не изменится и рассчитывает на остаточный спрос . Геометрически это действие можно рассматривать как перенос системы координат со смещением начала координат в точку (qm:,0)

Уравнение остаточного спросаимеет вид:

      или    .

            В пределах остаточного спроса вторая фирма ведет себя как монополист и назначает объем выпуска

,

равный половине монопольного выпуска первой фирмы. В результате суммарный отраслевой выпуск увеличится, а следовательно, снизится цена:

,

.

При этой сниженной цене первая фирма получит прибыль

,

а вторая:

.

            Получив прибыль меньше ожидаемой, первая фирма решит сократить выпуск на величину выпуска конкурента, т.е. вдвое, чтобы суммарный выпуск и, соответственно, цена, вернулись к монопольным.

            Вторая фирма, понимая, что лучше продавать тот же объем по более высокой монопольной цене, согласится сохранить уровень выпуска неизменным.

            Таким образом, дуополисты, не вступая в открытый сговор, разделили рынок поровну: равновесный выпуск равен

и при монопольной цене прибыль конкурентов одинакова:

.