Конкуренция
Понятие конкуренции имеет в
экономической теории множество определений, смысл которых можно обобщить так:
обладание свойствами, создающими преимущества. Применительно к рыночной системе
выделяют два вида конкуренции: совершенную
и несовершенную. Совершенная
конкуренция – это организационная структура рынка, характеризующаяся большим
количеством покупателей и продавцов однородного продукта, их свободным
вступлением и выходом, равным доступом к информации, в связи
с чем отдельный предприниматель не имеет возможности влиять на цену. При несовершенной конкуренции продавцы могут
влиять на рыночную цену. По степени способности влияния на рыночную цену
несовершенная конкуренция может принимать формы монополистической конкуренции и
олигополии. При монополистической
конкуренции значительное число фирм действует на рынке со свободным входом
и выходом, удовлетворяя относительно небольшую долю рыночного спроса, и не
имеет существенной рыночной власти. Олигополия – тип рынка, в котором
ограниченное число фирм имеет значительную рыночную власть и осознает свою
взаимозависимость. Частный случай олигополии для ситуации с двумя участниками
рынка называется дуополией.
По методам влияния
на рыночную ситуацию конкуренцию делят на ценовую и неценовую. Ценовая
конкуренция – соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной
прибыли на основе снижения цены на продукцию без изменения ее
ассортимента и качества. Неценовая конкуренция предполагает создание
различий в качестве товаров и услуг.
Цель математического моделирования рыночной
конкуренции – исследовать процессы принятия решений и спрогнозировать результат
взаимодействия участников рынка. В настоящей главе будут рассмотрены модели
поведения фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.