Общие рекомендации

по изучению дисциплины «математика»

для студентов 1 курса заочного факультета

 

Курс математики при заочной форме обучения предусматривает 24 часа установочных лекций и 240 часов самостоятельной работы студента.

Установочные лекции читаются в октябре – ноябре, изучение курса заканчивается экзаменом, который проходит в апреле.

Основу методического сопровождения дисциплины составляет электронный учебник «МАТЕМАТИКА», содержащийся в рубрике «УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ», учебный практикум «1курс МАТЕМАТИКА», содержащийся в рубрике «ПРАКТИКУМ», и помимо настоящих общих рекомендаций, размешенных в данной рубрике, следующие компоненты:

·   рабочую учебную программу по дисциплине (рубрика «УМК»),

·   методические указания по изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения (рубрика «ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ»),

·   методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения (рубрика «ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ»),

·   вопросы к экзамену (рубрика «ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ»),

·   глоссарий «МАТЕМАТИКА» (рубрика «ГЛОССАРИЙ»),

·   компьютерные тесты закрытого типа (рубрика «ТЕСТЫ»),

·   список рекомендованной литературы (рубрика «УМК»).

Заочная форма обучения предполагает, что в часы аудиторных занятий преподаватель прорабатывает в группе наиболее важные, основополагающие понятия и методы учебного курса. Глубина такой проработки и охват учебного материала существенно зависят от состава и уровня подготовки аудитории, мотивации и др. При этом большая часть учебного материала дисциплины выносится на самостоятельное изучение студентов с активным использованием комплекса средств методической поддержки и контроля.

Основной формой обучения студента-заочника является его самостоятельная работа с учебным материалом. Поэтому очень важно, чтобы студент с самого начала изучения математики мог выработать рациональную систему занятий.

Нередко студент-заочник пытается вначале выполнить контрольную работу. При этом он бесплодно тратит время на отрывочное ознакомление с отдельными вопросами курса. Для достижения эффективных результатов следует изучать учебный материал по отдельным темам программы, соблюдая определенную последовательность. Полученные знания следует закрепить выполнением предложенных упражнений. Тема может считаться усвоенной только в том случае, если все упражнения выполнены правильно.

Учебный материал по математике необходимо изучать с карандашом в руках. Читая книгу или работая с электронным контентом, нужно самостоятельно выполнять в рабочей тетради чертежи и все те выкладки, которые необходимы для доказательства теоремы. Особое внимание следует обращать на определение основных понятий курса, собранных в глоссарии. Без этого невозможно успешное изучение математики. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно.

Полезно вести конспект лекций, в который рекомендуется выписывать определения, формулировки теорем, формулы, уравнения и т.п. На полях конспекта отмечаются вопросы для письменной или устной консультации с преподавателем. Записи должны быть четкими, аккуратными. Выводы, полученные в виде формул, рекомендуется подчеркивать или обводить рамкой, чтобы они выделялись и лучше было запоминать.

Изучение теории должно сопровождаться решением задач в специальной тетради. При этом нужно обосновывать каждый этап рассуждений, исходя из теоретических положений курса. Все решения следует доводить до окончательного простейшего результата. Если задача связана с отысканием численного результата, то подстановку чисел вместо букв лучше проводить только в окончательно упрощенном буквенном выражении. Решение задач определенного типа необходимо продолжать до приобретения твердых навыков.

После изучения какой-либо темы и решения достаточного количества, соответствующих задач рекомендуется воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки и доказательства теорем, проверяя себя каждый раз по учебнику. В случае необходимости следует еще раз обратиться к материалу учебника, к решению задач.

Если при изучении теоретического материала или решение задач возникают вопросы, можно обратиться к преподавателю за письменной или устной консультацией. Соответствующая консультация внесет необходимую ясность. Однако бывают случаи, когда студенты выражают просьбу в слишком общей форме: «Прошу дать мне письменную консультацию по теории рядов» и т.п. Преподаватели в таких случаях бывают лишены возможности оказать конкретную помощь студенту. Поэтому в такой форме задавать вопрос нельзя. Обращаясь за консультацией, студент должен указать, каким учебником он пользовался (автор, название, год издания) и какой конкретно материал не понятен. В случае затруднения при решении задачи следует отметить характер затруднения, привести предполагаемый план решения.

Каждую субботу с 10.00 до 12.00 ( с последней недели сентября до последней недели марта) на кафедре организовано дежурство преподавателей. В этот день студент может получить устную консультацию по любому интересующему его вопросу.