Семинар 14.            Нелинейное программирование.

          Задачи нелинейного программирования, содержащие две переменные, можно решать графическим методом. Основные принципы решения те же, что и в линейном программировании.

 

Алгоритм графического метода

1. Построить область допустимых решений.

2. Построить семейство линий уровня, проходящих через область допустимых решений.

3. Построить вектор-градиент целевой функции, который определяет направление возрастания (убывания) функции.

4. Выбрать линию уровня, наиболее удаленную в направлении вектора-градиента  (или в противоположном направлении - в задаче на минимум) и проходящую через область допустимых решений. Определить точки области, через которые она проходит.

5. Найти координаты точек экстремума и значение целевой функции в этих точках.

          Пример 1. Найти глобальные экстремумы функции  при ограничениях

 

 

 

 

Решение. Построим область допустимых решений. Она состоит из двух частей: и . Линиями уровня являются параллельные прямые . Градиент функции . Следовательно, функция достигает своего глобального максимума в  точке , , а в точке  - глобального минимума, . Очевидно, что в точке  функция имеет локальный минимум, а в точке - локальный максимум.

  Пример 2. Найти глобальные экстремумы функции

 при ограничениях

 

 

 

         

Решение.

Множество  является областью допустимых решений. Линии уровня функции z  представляют собой концентрические окружности  с центром в точке Е и радиусом . Из чертежа видно, что максимум достигается в точке  и , мини-

      мум – в точке Е, .

          Пример 3. Определить глобальный минимум функции  на множестве решений системы

 

 

 

          Решение.

Множество допустимых решений является выпуклым. Линии уровня функции z – эллипсы с центром в точке . Минимум достигается в точке касания прямой  и некоторого эллипса из семейства линий уровня. Из уравнения прямой определим ее вектор нормали . В точке касания градиент функции направлен по нормали к линии уровня, то есть его направление совпадает с направлением нормали к прямой . Найдем градиент функции

.

 

          Так как точка касания лежит на прямой  и в ней градиент функции коллинеарен вектору нормали к прямой , то получаем систему из двух уравнений для определения координат этой точки:

  или 

 

 

 

Решением данной системы является:

 

 

 

откуда , при этом .

Пример 4. Найти экстремумы функции  при условии

 

 

 

 

          Решение. Из рисунка видно, что минимум целевой функции достигается в точке , а максимум в точке .

Точка В является точкой пересечения линии уровня , и гиперболы .Найдем ее координаты.

 

 

 

   

 

 

.

 

Так как точка касания линии уровня и гиперболы должна быть единственной, у этого уравнения должен быть единственный корень.

, тогда . Таким образом,

 

 

 

.

 

 

 

 

Точка А есть пересечение линии уровня и прямой ОА. Угловой коэффициент линии уровня: . Поскольку касательная и радиус, проведенный к  точке касания, перпендикулярны, Тогда уравнение прямой ОА:   . Найдем координаты точки А.

 

 

 

, .

 

 

.

 

 

 

 

Задачи

1. Определить глобальный максимум функции  при условиях

 

 

 

 

2. Найти глобальные экстремумы функции  на множестве решений:

 

 

 

3. Найти максимальное и минимальное значения функции  при ограничениях

 

 

 

4. Найти наибольшее значение функции  при условиях

 

 

 

5. Найти глобальные экстремумы функции  в области решений системы неравенств:

 

 

 

6. Найти глобальный максимум функции  при ограничениях

 

 

 

7. В области решений системы неравенств

 

 

 

определить глобальные экстремумы следующих функций:

а) ;   б) ;   в) .

8. Найти наименьшее значение функции  при условиях

 

 

 

9. Найти глобальный максимум функции  при ограничениях

 

 

 

10. В области решений системы линейных неравенств

 

 

 

найти наименьшее и наибольшее значения следующих целевых функций:

а) ;      б) .

 

Ответы

1.  .

 

2. , .

 

3. ,   .

 

4. .

5. ,   .

 

6. ,  .

 

7. а) ,   .

 

б) ;  возможны альтернативные решения

 

     .

 

в) ,

 

     .

 

8. .

 

9. .

 

10. а) , 

 

      б)  или ;

 

  .